33-1837/2012



Дело № 33а-1837/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 03 мая 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Эдвардс А.А.,

судей Алексеевой Г.Ю., Переверзиной Е.Б.,

при секретаре Ледяеве И.С.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 27 февраля 2012 года, которым удовлетворен иск Крыловой С.Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании права на досрочное назначение пенсии.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Эдвардс А.А., объяснения представителей Управления Пенсионного фонда РФ (...) и (..)., поддержавших жалобу, возражения представителя ПО «Киришинефтеоргсинтез» (...), судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Истец Крылова С.Б. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> от 02 ноября 2011 года в назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в назначении которой отказано по причине отсутствия требуемого стажа. Истец просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период ее работы в должности медсестры в санатории-профилактории «(...)» с 03 января 2002 года по 30 июня 2011 года.

В обоснование требований истец указала, что действие законодательства РФ в области регулирования медицинской деятельности распространяется на все медицинские учреждения, расположенные на территории РФ, независимо от их организационно-правовой формы и наименования. Характер осуществляемой истцом деятельности точно такой же как и в любом другом медицинском учреждении, в связи с чем установление зависимости права на пенсию от наименования учреждения неправомерно.

В судебном заседании Крылова С.Б. просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> (..) с иском не согласился, отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости считает обоснованным.

Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 27 февраля 2012 года иск удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда незаконным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 1 п.п. 11 и п. 3 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что 24 октября 2011 года истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью.

Ответчик своим решением от 02 ноября 2011 года отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из-за отсутствия требуемого стажа, указав, что стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения составил 21 год 06 месяцев 04 дня. Ответчик не засчитал в указанный стаж периоды работы истца с 03 января 2002 года по 30 июня 2011 года в должности медсестры в санатории-профилактории (...)».

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемый период работы истца регулируется Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления выслуги лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, которые предусматривали как должность медицинской сестры. Внесение изменений в действующее правовое регулирование путем исключения из Списков иных санаториев, помимо перечисленных в перечне, нарушает пенсионные права истца в связи с чем оспариваемый период, по мнению суда, подлежит включению.

Указанные выводы суда судебная коллегия находит необоснованными исходя из следующих обстоятельств.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию работа в должности медицинских сестер санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464).

Между тем, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 21 раздела «Наименования учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

О том, что работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, медицинским сестрам санаториев (курортов) (помимо перечисленных в указанном перечне профилей) стало известно после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, в связи с чем имелась возможность адаптироваться к изменившимся условиям пенсионного обеспечения указанной категории лиц.

Как следует из материалов дела, истец просит включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период с 03 января 2002 года по 30 июня 2011 года, то есть период работы после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.

С учетом введения с 01 ноября 1999 года нового правового регулирования пенсионных правоотношений, связанных с работой в медицинских учреждениях, ссылка суда первой инстанции на Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 несостоятельна, поскольку его действие не охватывает ни спорный период с 03 января 2002 года по 30 июня 2011 года, ни его часть.

В спорный период работы действовали до 13 ноября 2002 года Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, с 14 ноября 2002 года Постановление Правительства № 781 от 29 октября 2002 года, утвердившие Списки, предусматривающие включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).

Суд, включая период работы истца с 03 января 2002 года по 30 июня 2011 года в должности медсестры в санатории-профилактории (...) не учел, что в названных Списках, равно как и вообще во всем разделе «Наименование учреждений» каждого из Списков, предусмотрены только санатории определенного профиля и отсутствуют санатории-профилактории, образованные при предприятиях, что не позволяет зачесть указанный период в специальный стаж работы истца.

Из материалов дела и объяснений представителя ПО «Киришинефтеоргсинтез» усматривается, что санаторий-профилакторий (...)» является санаторием общетерапевтического профиля.

Доказательства того, что санаторий-профилакторий (...) относится к профильным санаториям, указанным в Списках, либо относится к многопрофильным, в деле отсутствуют.

С момента начала и до окончания трудовой деятельности в спорный период указанные Списки действовали, каких-либо изменений пенсионного законодательства, повлекших неблагоприятное воздействие на правовое положения истца, связанное с пенсионным обеспечением, не имелось, в связи с чем правовые основания для включения указанного периода работы в стаж для досрочного назначения пенсии отсутствовали. О том, что с 01 ноября 1999 года работа в санатории-профилактории общетерапевтического профиля не подлежит включению в специальный трудовой стаж на момент начала трудовой деятельности истца в указанном учреждении, истцу было известно.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным.

Принимая во внимание, что стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» составляет менее требуемого законодателем, законные основания для досрочного назначения Крыловой С.Б. трудовой пенсии по старости с 24 октября 2011 года, у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права.

Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, а судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия считает возможным постановить новое решение, которым отказать истцу в иске об обязании ответчика зачесть указанный период работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Киришского городского суда Ленинградской области от 27 февраля 2012 года отменить.

Крыловой С.Б. в удовлетворении иска о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> от 02 ноября 2011 года в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным и обязании ответчика зачесть период работы с 03 января 2002 года по 30 июня 2011 года в стаж работы для назначении пенсии по выслуге лет отказать.

Председательствующий

Судьи

Судья Мельникова Е.А.