33-232/2012



Дело № 33-232/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 18 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Алексеевой Е.Д.,

судей Насиковской А.А., Нестеровой М.В.,

при секретаре Колесник А.Н.

с участием прокурора Астапенко С.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 ноября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., объяснения представителя администрации муниципального образования Разметелевское сельское поселение Цивилько Л.В. поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Ленинградской областной прокуратуры Астапенко С.А. и представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Соколова В.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Всеволожский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в котором просил суд признать незаконным бездействие администрации МО Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района по соблюдению требований пожарной безопасности в населенном пункте <адрес>, расположенном на территории муниципального образования; обязать администрацию не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности а именно:

- разработать на территории населенного пункта <адрес> противопожарный разрыв и минерализованную полосу установленной широты на всем протяженности участка(ов) границы населенного пункта с лестным участком;

- установить на территории населенного пункта <адрес> исправную звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

- устроить на территории населенного пункта <адрес> площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающих требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей в поселении;

- обеспечить наличие в населенном пункте <адрес> первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (ранцевые огнетушители, мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры и т.п.) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований.

В обоснование требований прокурор указал, что Всеволожской городской прокуратурой была проведена проверка готовности к пожароопасному сезону муниципальных образований и населенных пунктов на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в ходе которой установлено, что готовность к пожароопасному сезону в населенном пункте <адрес>, расположенном на территории <адрес>, является ненадлежащей.

В ходе рассмотрения дела производство в части исковых требований прокурора об обязании ответчика в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить на территории населенного пункта <адрес> исправную звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации, устроить на территории населенного пункта площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающих требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей в поселении, обеспечить наличие в населенном пункте <адрес> первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (ранцевые огнетушители, мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры и т.п.) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований, прекращено в связи с добровольным исполнением ответчиком требований и отказом прокурором от требований в данной части.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 ноября 2011 года исковые требования Всеволожского городского прокурора Ленинградской области удовлетворены в части.

Суд обязал администрацию МО Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: разработать на территории населенного пункта <адрес> противопожарный разрыв и минерализованную полосу установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что суд при вынесении решения не учел обстоятельства, что населенный пункт <адрес> граничит с опушками лиственного происхождения (лесной фонд), выполняющими функции защиты от лесных пожаров, в связи с чем, отсутствует необходимость создания противопожарного разрыва. Лесной массив вокруг населенного пункта <адрес> расположен на землях лесного фонда. Утверждает, что для организации 15-ти метрового противопожарного разрыва между лесным массивом и застройками в населенном пункте местечко карьер Мяглово необходима рубка леса, расположенного на землях лесного фонда. Разработка противопожарного разрыва и минерализованной полосы на территории населенного пункта по границам опушек лиственного происхождения (лесных участков) невозможна, так как свободных земель населенных пунктов между земельными участками граждан - собственников земельных участков и опушками (лесными участками) не имеется. Кроме того указывает, что при вынесении решения суд не определил ширину минерализованной полосы, что фактически делает неисполнимым решение суда в данной части.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (утв. приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313), настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу п. 112 Правил, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы: 1) противопожарные стены; 2) противопожарные перегородки; 3) противопожарные перекрытия; 4) противопожарные разрывы; 5) противопожарные занавесы, шторы и экраны; 6) противопожарные водяные завесы; 7) противопожарные минерализованные полосы.

При этом п. 36 ст. 2, ч. 15 ст. 69 и ч. 1 ст. 75 указанного Федерального закона РФ определено, что противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

В соответствии с Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб (утв. заместителем Руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России 17 ноября 1997 года), вокруг поселков, расположенных вблизи хвойных лесов естественного или искусственного происхождения, должны быть созданы в порядке рубок ухода за лесом или искусственным путем пожароустойчивые опушки шириной не менее 150 м из древостоев лиственных или с преобладанием лиственных пород. По границам таких опушек с внешней и внутренней (к лесу) стороны должны быть проложены минерализованные полосы шириной не менее 2,5 м.

Материалами дела подтверждается, что согласно проведенным органами прокуратуры и органами государственного пожарного надзора проверкам, населенный пункт <адрес> частично готов к летнему пожароопасному сезону, на территории населенного пункта отсутствует противопожарный разрыв и минерализованная полоса установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным массивом.

Из паспорта пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров – <адрес>, утвержденного главой администрации МО Разметелевское сельское поселение <дата> года, так же следует, что противопожарный разрыв и минерализованная полоса установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком, отсутствуют.

Согласно письму председателя Комитета по природным ресурсам <...> от <дата> года на имя главы администрации МО Разметелевское сельское поселение, по границам <адрес> отсутствует необходимость создания противопожарных разрывов, в связи с наличием опушек лиственного происхождения, выполняющих функции защиты от лестных пожаров, однако есть необходимость в прокладке минерализованных полос шириной не менее 2,5 м. по границе с опушками.

Так же аналогичное мнение Комитета по природным ресурсам по <...> – третьего лица по делу, содержится в письменном отзыве на исковое заявление Всеволожского городского прокурора.

В силу вышеуказанных требований законодательства, противопожарным разрывом признается нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара, которое от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов должно быть не менее 15 метров.

При этом указанный тип противопожарной преграды направлен на предотвращение распространения опасных факторов пожара на здания, строения и (или) сооружения, однако не устанавливает противопожарное расстояние от границ населенного пункта до лесных массивов.

Допустимые, достоверные и достаточные доказательства подтверждающие, что границы населенного пункта совпадают с границами застройки поселения, а так же доказательства, подтверждающие необходимость разработки и выполнения мероприятий по обустройству двух самостоятельных типов противопожарной преграды, включая противопожарный разрыв, прокурором в суд не представлены, как и не установлены судом.

При таких обстоятельствах, с учетом заслуживающего внимания мнения третьего лица – Комитета по природным ресурсам по <...>, у суда не имелось достаточных оснований для удовлетворения требований прокурора в части требований об обязании ответчика разработать на территории населенного пункта противопожарный разрыв.

Решение суда в указанной части, как вынесенное при несоответствии выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия признает необходимым отменить решение суда в указанной части и, не передавая дело на новое рассмотрение принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в указанной части.

Доводы ответчика о невозможности разработки минерализованной полосы в виду отсутствии свободных земель населенных пунктов, правового значения в рассматриваемом споре не имеют и не являются основанием для освобождения ответчика от возложенных на него обязанностей по выполнению требований пожарной безопасности в населенном пункте.

Ширина противопожарной минерализованной полосы силу вышеуказанных требований устанавливается органом местного самоуправления самостоятельно с учетом имеющихся объективных обстоятельств, однако при этом должна быть не менее 2,5 м.

Иных оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке, не имеется, в остальной части решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 ноября 2011 года в части обязания администрации муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в срок не позднее 3 месяцев разработать на территории населенного пункта <адрес> противопожарный разрыв – отменить.

В удовлетворении требований Всеволожского городского прокурора Ленинградской области в указанной части – отказать.

В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья <...>