Дело №33-2398/2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Санкт-Петербург 31 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего: Эдвардс А.А., судей : Ильичевой Т.В. и Рогачевой В.В., при секретаре: Коротковой Н.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 марта 2012 года по гражданскому делу №2-1598/2012 по заявлению Замараев Д.М. о признании незаконным отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка и обязании подготовить и выдать градостроительный план земельного участка. Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителей заинтересованного лица Администрации МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» Дреслера В.С., Рогачевой Г.И. и Гришечкиной-Маковой Н.Ю., поддержавших доводы жалобы, представителя заявителя Замараев Д.М. Переднего Н.А., полагавшего, что оснований к отмене обжалуемого решения не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда установила: Замараев Д.М. 07 марта 2012 года обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании подготовить и выдать градостроительный план указанного земельного участка в течение 30 дней. В обоснование своих требований заявитель указал, что он является собственником вышеуказанного земельного участка, предоставленного ему для индивидуального жилищного строительства. Он принял решение о строительстве на принадлежащем ему земельном участке жилого дома и хозяйственных построек. 10 ноября 2011 года он обратился в Администрацию МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство, приложив к указанному заявлению правоустанавливающие документы на земельный участок, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, копию кадастрового паспорта земельного участка, выписку из ЕГРН об установлении сервитута на проезд в его пользу, копию свидетельства о регистрации сервитута. 12 декабря 2011 года Администрация МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» отказала ему в выдаче разрешения на строительство и подготовке градостроительного плана земельного участка, ссылаясь на отсутствие базовой документации по планировке территории: проектов планировки и межевания территории. Заявитель считает данный отказ незаконным, так как в соответствии с частями 1 и 2 ст.44, ст.51 и части 17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка может быть выдан не только в составе документации по планировке и межеванию территории, но и в виде отдельного документа. Отсутствие проектов планировки и межевания территории, как основание для отказа в выдаче градостроительного плана, не предусмотрено Градостроительным кодексом РФ. Оспариваемый отказ нарушает права Замараев Д.М. как собственника земельного участка и создает препятствия для осуществления им строительства на этом земельном участке (л.д. 4-6). Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 марта 2012 года заявление Замараев Д.М. удовлетворено. Признан незаконным отказ Администрации МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» в подготовке и выдаче Замараев Д.М. градостроительного плана земельного участка. Администрация МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» обязана подготовить и выдать Замараев Д.М. градостроительный план земельного участка в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 23-26) Администрация МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое. В обоснование своей жалобы заинтересованное лицо указало, что согласно ч.4 ст.41, ч.9 ст.42, ч.3 и ч.6 ст.43, ч.2 ст.44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительного плана земельного участка, подлежащего застройке, может быть осуществлена только в составе проекта межевания территории, который, в свою очередь, должен быть разработан на основе проекта планировки территории. В настоящее время ООО <данные изъяты> осуществляется подготовка документации по планировке территории, на которой расположен принадлежащий заявителю земельный участок. После утверждения проекта планировки и межевания территории будут решаться вопросы развития данной территории. Кроме того, к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка Замараев Д.М. не приложил документы, предусмотренные п.2.1.6.1, 2.1.6.6, 2.1.6.8 и 2.1.6.9 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков, утвержденного Постановлением Администрации МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» №343 от 30.09.2011г., что является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (л.д. 30-33). Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему. Замараев Д.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для индивидуального жилищного строительства), с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 11, 18). 10 ноября 2011 года Замараев Д.М. обратился в Администрацию МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» с заявлением о подготовке градостроительного плана указанного земельного участка и выдаче ему разрешения на строительство. К заявлению были приложены: копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; копия кадастрового паспорта земельного участка; копия выписки из ЕГРП о наложении ограничения (обременения) земельного участка в пользу Замараев Д.М. под проезд; копия свидетельства о праве собственности на сервитут (л.д. 9-10). Письмом от 12 декабря 2011 года Администрация МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» информировала Замараев Д.М. о невозможности подготовить градостроительный план земельного участка и выдать разрешение на строительство, поскольку отсутствуют проекты планировки и межевания территории, а также в связи с не предоставлением им полного пакета документов, предусмотренных административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков (л.д. 7-8). Удовлетворяя требования Замараев Д.М., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что градостроительный план земельного участка может быть выдан не только в составе документации по планировке и межеванию территории, но и в виде отдельного документа. Отсутствие проектов планировки и межевания территории как основание для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрено действующим законодательством. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с позицией суда первой инстанции о том, что для оформления градостроительного плана земельного участка не требуется предоставлять документы, указанные в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков, поскольку законом предоставление указанных документов не предусмотрено. В силу положений ст.51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Согласно ст.56 названного Кодекса градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с пунктом 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. В ст.46 Градостроительного кодекса РФ не раскрывается, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план земельного участка. Вместе с тем, согласно частям 3 и 4 ст.44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков. Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ №207 от 10.05.2011г. Разделы 2 и 3 формы градостроительного плана земельного участка предусматривают информацию о расположенных в его границах объектах капитального строительства и объектах культурного наследия; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. На чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии. Исходя из изложенного, для заполнения формы градостроительного плана земельного участка необходима, в частности, информация, содержащаяся в межевом плане данного земельного участка и материалах его топографической съемки. Во исполнение положений ст.44 Градостроительного кодекса РФ Постановлением Администрации МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» № 343 от 30 сентября 2011 года утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдачи градостроительных планов земельных участков (далее – Административный регламент). Пунктами 2.1.6.1-2.1.6.9 Административного регламента предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана. В соответствии с п.2.3.2 Административного регламента нарушение требований, предъявляемых к комплектности материалов, необходимых для выполнения муниципальной услуги, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Постановление Администрации МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» №343 от 30 сентября 2011 года вступило в силу 18.11.2011г. после его опубликования в газете «Гатчинская правда» (л.д. 48-74). На момент обращения заявителя 10.11.2011г. в Администрацию МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка и выдаче ему разрешения на строительство вышеуказанное Постановление еще не вступило в силу. Вместе с тем, на момент рассмотрения заявления Замараев Д.М. и дачу ему заинтересованным лицом ответа по существу его обращения оно уже вступило в силу и подлежало применению. Получив ответ Администрации МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» об отсутствии возможности подготовить градостроительный план земельного участка со ссылкой на необходимость предоставления документов, предусмотренных административным регламентом, заявитель не был лишен возможности устранить допущенные им нарушения и представить дополнительные документы, но не сделал этого. Одним из оснований для отказа в подготовке и выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка послужило непредоставление им в полном объеме документов, указанных в пунктах 2.1.6.1-2.1.6.9 Административного регламента, а именно: документа, подтверждающего его личность; копии межевого плана земельного участка; материалов топографической съемки на территорию земельного участка; копии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, выданных организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела документами и никем из участников процесса не оспаривается. Исходя из изложенного выше анализа нормативных правовых актов, требования заинтересованного лица о предоставлении дополнительных документов, необходимых для заполнения формы градостроительного плана земельного участка (кроме требования о предоставлении копии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, которые предоставляются в случае их наличия), основаны на положениях Градостроительного кодекса РФ и принятого в исполнение его положений Административного регламента. Замараев Д.М. документы, необходимые для подготовки и выдачи ему градостроительного плана земельного участка, в полном объеме не представлены. Причины, по которым к заявлению от 10.11.2011г. Замараев Д.М. не были приложены копии межевого плана земельного участка и материалов топографической съемки на территорию земельного участка (которые, по словам представителя заявителя, у последнего имеются), представитель заявителя суду апелляционной инстанции пояснить не смог. При таких обстоятельствах, права заявителя действиями Администрации МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» не нарушены, оснований для удовлетворения его требований не имеется и решение суда первой инстанции, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, подлежит отмене. Поскольку имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены на основании представленных заявителем и заинтересованным лицом доказательств, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда определила: решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 марта 2012 года отменить с вынесением по делу нового решения. В удовлетворении заявления Замараев Д.М. о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка и обязании подготовить и выдать градостроительный план земельного участка – отказать. Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: Судья: <...>