Дело № 33а-2602/2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Санкт-Петербург 7 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего Пономаревой Т.А., судей Кабировой Е.В., Кошелевой И.Л., с участием прокурора Гавриловой Е.В. при секретаре Коротковой Н.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Выборгского района Ленинградской области об обязании совершить действия. Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда установила: Выборгский городской прокурор Ленинградской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Выборгского района Ленинградской области об обязании ответчика в районе расположения муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» (<адрес>), со стороны <адрес>; муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» (<адрес>), со стороны <адрес>, установить дорожные знаки 1.23 «Дети», 8.2.1. «Зона действия», обязании ответчика привести тротуар вблизи муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» зона спортивного стадиона; МКДОУ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» - Детский сад «<данные изъяты>» по <адрес>, в соответствие с нормативными требованиями, установить пешеходное ограждение, а также обязании ответчика вблизи всех указанных детских учреждений, расположенных на территории г. Выборга установить технические приспособления, препятствующие скоростному движению (искусственные неровности). В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Выборгской городской прокуратурой проведена общенадзорная проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения несовершеннолетних, в том числе, детей-инвалидов, в ходе которой были выявлены факты ненадлежащего содержания дорожно-уличной сети, прилегающей к детским образовательным учреждениям: ответчик не осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения вблизи детских образовательных учреждений, бездействует в части обеспечения необходимыми техническими средствами организацию дорожного движения вблизи детских образовательных учреждений. Учитывая, что бездействие ответчика в организации дорожного движения вблизи детских образовательных учреждений может повлечь причинение вреда здоровью обучающихся и воспитанников, а также других лиц, прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями в защиту неопределенного круга. В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении иска по изложенным основаниям, просила установить срок для исполнения решения суда до 1 сентября 2012 года. Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты>» Выборгского района Ленинградской области в судебном заседании требования прокурора в части обязания администрации установить возле вышеуказанных детских учреждений дорожные знаки 1.23 «Дети» и 8.2.1 «Зона действия» признала. В удовлетворении требований в части обязания администрации установить пешеходные ограждения и искусственные неровности возле указанных детских учреждений просила прокурору отказать, поскольку нормативными документами предусмотрено, что установка ограждений и искусственных неровностей носит не обязательный, а рекомендательный характер, при этом потребуются значительные материальные средства. Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2012 года иск Выборгского городского прокурора удовлетворен. Суд обязал Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Выборгского района Ленинградской области в районе расположения муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» (<адрес>А), со стороны <адрес>; муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» (<адрес>), со стороны <адрес>, установить дорожные знаки 1.23 «Дети», 8.2.1. «Зона действия» в срок до 01 сентября 2012 года. Суд обязал Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Выборгского района Ленинградской области привести тротуар вблизи муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» зона спортивного стадиона; МКДОУ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» по <адрес>, в соответствие с нормативными требованиями, установить пешеходное ограждение в срок до 01 сентября 2012 года. Суд обязал Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Выборгского района Ленинградской области в районе расположения муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» (<адрес>А), муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» (<адрес>), муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» установить технические приспособления, препятствующие скоростному движению (искусственные неровности) в срок до 1 сентября 2012 года. В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Выборгского района Ленинградской области просит решение суда отменить в части установления технических приспособлений, препятствующих скоростному движению (искусственные неровности) в срок до 1 сентября 2012 года, об обязании установить пешеходные ограждения в срок до 1 сентября 2012 года, ссылаясь на то, что положения ГОСТ Р52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» относительно установления искусственных неровностей, пешеходных ограждений носят рекомендательный характер, что судом не исследовался вопрос относительно покрытия дорог, где предполагается установление искусственных неровностей, не проводился анализ причин аварийности на конкретных участках дорог. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему. В соответствии со ст.ст.20,41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья. В силу ст. 1 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года, задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Указанным Федеральным законом предусмотрен государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, который организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов. Под «обеспечением безопасности дорожного движения» понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 года № 4 «О национальных стандартах РФ» со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 года № 84-ФЗ «О техническом регулировании» государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01 июля 2003 года, признаны национальными стандартами. Указанным постановлением установлено, что впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан. ГОСТ Р52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» предусматривает обязательную установку предупреждающего знака 1.23 «Дети», предусмотренного правилами дорожного движения, перед участком дороги, проходящим вдоль территории детских учреждений или часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка. Предупреждающие знаки применяются для информации водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Согласно п.6.1. ГОСТ Р52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением устраивают искусственные неровности. Из п 6.2. ГОСТ Р52605-2006 следует, что искусственные неровности устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий. Искусственные неровности, в частности, устраивают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах. В процессе разбирательства дела установлено, что вблизи МКДОУ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» (<адрес>А) со стороны <адрес>; МОУ «<данные изъяты>» (<адрес>), со стороны <адрес> и <адрес>; МКДОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» (<адрес>), со стороны <адрес>, ни одного знака 1.23 «Дети», 8.2.1 «Зона действия» не установлено, искусственная неровность на проезжей части дорог в зоне нахождения детских учреждений отсутствует. Кроме того, вдоль МОУ «<данные изъяты>» и МКДОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>», со стороны <адрес>, неудовлетворительное состояние дорог (глубокие выбоины), возле спортивного стадиона школы № отсутствует пешеходный тротуар и пешеходное ограждение. Также, пешеходное ограждение отсутствует вблизи МКДОУ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» (выход из учреждения на проезжую часть дороги по <адрес> с интенсивным движением в любое время суток). Данные обстоятельства выявлены в результате общенадзорной проверки, проведенной Выборгской городской прокуратурой, по вопросам соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения несовершеннолетних, в том числе детей-инвалидов. Сторона ответчика указанные обстоятельства, не оспаривала, также как не оспаривала свою ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в частности, обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, возложенную на администрацию муниципального образования Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года, Уставом Выборгского поселения Выборгского муниципального района Ленинградской области. Основным доводом апелляционной жалобы является ссылкана то обстоятельство, что положения ГОСТ Р52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» относительно установления искусственных неровностей, пешеходных ограждений носят рекомендательный характер. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости установления искусственных неровностей и пешеходных ограждений, поскольку это соответствует правилам применения искусственных неровностей, в частности, абз. 3 п 6.2. ГОСТ Р52605-2006. Данные обстоятельства подтверждены представленными в суд доказательствами, в том числе и фотографиями, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Вместе с тем, каких-либо убедительных, бесспорных и достоверных доказательств обратного представителем ответчика, в силу ч. 1 ст. 56 ГПК, суду представлено не было. Не представлено и доказательств, свидетельствующих о наличии причин, препятствующих установлению искусственных неровностей и пешеходных ограждений. Выявленные обстоятельства, не оспоренные ответчиком в ходе судебного разбирательства, правомерно положены в основу вывода суда о необходимости обеспечения необходимыми техническими средствами организацию дорожного движения вблизи детских образовательных учреждений. Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции, удовлетворив предъявленный прокурором иск, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждены допустимыми средствами доказывания. Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, является первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства. В связи с тем, что безопасность дорожного движения затрагивает интересы несовершеннолетних, в том числе детей-инвалидов, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд. Поскольку исковое заявление подано Выборгским городским прокурором в защиту гарантированных ст. 42, 45, 55 и 56 Конституцией Российской Федерации прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, то данное обращение заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем - п. 7 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2.202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2009 года № 43-ФЗ) и с целью обеспечения требований безопасности для неопределенного круга лиц. С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, определила: решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Выборгского района Ленинградской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: Судья: Гомзяков А.Г.