33-3604/2012



Дело № 33-3604/2012


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 08 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Нестеровой М.В.

судей Озерова С.А., Герман М.В.

при секретаре Медведеве П.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «Л.» на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2012 года,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения представителей ЗАО «Л.» - Орлова С.В. и Маслобойниковой К.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя прокуратуры Ленинградской области Астапенко С.А.,

установила:

Тосненский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Приозерский городской суд с исками об обязании ЗАО «Л.» организовать обеспечение санитарной безопасности в лесах путем очистки лесов от захламления, загрязнения – сбора и вывоза бытовых отходов, отходов производства и потребления, незаконно размещенных на выделе квартала Вуоксинского участкового лесничества Приозерского лесничества в Приозерском районе специализированным транспортом и организацией имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО, а также об обязании администрации Мельниковского сельского поселения организовать обеспечение санитарной безопасности в лесах путем очистки лесов от захламления, загрязнения – сбора и вывоза бытовых отходов, отходов производства и потребления, незаконно размещенных на участке под условным , расположенном между кварталами и Вуоксинского участкового лесничества Приозерского лесничества в Приозерском районе специализированным транспортом и организацией имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО.

Определением суда дела по искам прокурора, первоначального предъявленные к одному ответчику – ЗАО «Л.», объединены в одно производство.

В обоснование требований прокурор указал, что проведенной проверкой установлено размещение отходов в выделе квартала Вуоксинского участкового лесничества на лесном участке, находящемся в аренде у ЗАО «Л.», а также размещение отходов на участке под условным , расположенном между кварталами и Вуоксинского участкового лесничества, на землях территории Мельниковского сельского поселения, не являющимися землями государственного лесного фонда.

В суде прокурор поддержал заявленные требования по основаниям указанным в иске.

Представитель ЗАО «Л.» и представитель администрации МО Мельниковского сельского поселения в суде иск не признали.

19 апреля 2012 года Приозерским городским судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, с ЗАО «Л.» взысканы судебные расходы – государственная пошлина в размере <сумма>.

ЗАО «Л.» не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подало на него жалобу, в которой просит решение отменить, в основание требований указав на то, что собственник отходов не установлен, свалка расположена на землях МО Мельниковское сельское поселение, на арендаторов лесных участков законом не возложена обязанность ликвидации последствий загрязнений, являющихся следствием действий других лиц, судебные расходы взысканы с нарушением требований ГПК.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам изложенным в жалобе.

В силу требований ст. 327 и ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в суде апелляционной инстанции при проверке и оценке фактических обстоятельств дела и их юридической квалификации, в пределах доводов апелляционной жалобы ЗАО «Л.».

Из материалов дела следует, что по договору аренды от 10.11.2008 г. часть лесного участка Вуоксинского участкового лесничества, находящегося в федеральной собственности (земли лесного фонда), передана во временное пользование ЗАО «Л.» на срок до 31.12.2052 г.

По условиям договора аренды ЗАО «Л.» обязалось использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ.

Согласно акту осмотра территории от 17.05..2011 г., на указанном лесном участке – выдел квартала Вуоксинского участкового лесничества, обнаружены отходы производства и потребления. Определить принадлежность отходов какому либо собственнику не представилось возможным.

Материалами дела подтверждается, что лесной участок предоставлен в аренду ЗАО «Л.», том числе в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области 27.01.2010 г. и принят ЗАО «Л.» на основании акта приема-передачи от 10.11.2008 г.

Из материалов дела следует, что лесной участок расположен на территории МО Мельниковское сельское поселение, однако находится не в границах территории какого-либо населенного пункта и не является территорией зон отдыха населения (рекреационной).

Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.

Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06. 2007 г. N 414).

Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса проводимых ЗАО «Л.».

При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.

Изложенное также подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.

Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.

Лесная декларация, на которую ссылается ответчик, предоставляет ЗАО «Л.» право осуществлять изъятие лесных ресурсов (лесов для заготовки древесины) на арендованном участке и не освобождает от обязанности осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке с момента передачи его по договору аренды.

В то же время администрация МО Мельниковское сельское поселение не наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении данного земельного участка лесного фонда.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность по ликвидации свалки размещенной в выделе квартала Вуоксинского участкового лесничества на ЗАО «Л.».

В силу п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 200 руб.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ЗАО «Л.» суд, должен был руководствоваться размером государственной пошлины, установленной подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением имущественного характера, не подлежащего оценке, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц.

Таким образом, решение суда в части размера взысканной по самостоятельному требованию к одному из ответчиков государственной пошлины, подлежит изменению, однако не подлежащего изменению по правилам пропорциональности с учетом второго ответчика.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом в остальной части правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда в остальной части, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда в остальной части не имеется, решение суда является законным и обоснованным.

Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда в иной части не имеется, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2012 года в части взыскания с закрытого акционерного общества «Л.» судебных расходов изменить и принять по делу в данной части новое решение.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Лемо-Вуд» в доход бюджета МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области судебные расходы, состоящие из расходов на уплату государственной пошлины в размере <сумма>.

В остальной части решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Л.» – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Судья Морозова О.Ю.