Дело № 33-4568/2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Санкт-Петербург 04 октября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего Кабировой Е.В., судей Переверзиной Е.Б., Тумашевич Н.С. при секретаре Лопатиной А.Б. рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 10 июля 2012 года, которым заявление Платоновой Т.Д. о признании отказа незаконным и обязании зарегистрировать прекращение права собственности удовлетворено. Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения представителя заинтересованного лица Вишневской М.В., возражения заявителя Платоновой Т.Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда установила: Платонова Т.Д. обратилась в Гатчинский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее Управление Росреестра по ЛО) в государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом площадью 35,6 кв. м и государственной регистрации права собственности на жило дом площадью 298 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>; об обязании Управления Росреестра по ЛО зарегистрировать за Платоновой Т.Д. прекращение права собственности на жилой дом площадью 35,6 кв. м и право собственности на жилой дом площадью 298 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований Платонова Т.Д. указала, что ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность жилой дом площадью 35,6 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке Управлением Росреестра по ЛО. Ввиду ветхости приобретенного жилого дома, заявитель приняла решение о ликвидации указанного дома и строительстве нового. Приобретенный по договору дом был ликвидирован, о чем имеется Справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ». Затем был построен новый жилой дом площадью 298,1 кв. м, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Платонова Т.Д. обратилась в Гатчинский отдел Управления Росреестра по ЛО с заявлением о ликвидации прежнего дома как объекта недвижимости и регистрацией вновь возведенного дома в упрощенном порядке. ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по ЛО приняло решение о приостановлении регистрационных действий по инициативе регистратора, указав, что заявителем произведена реконструкция жилого дома без разрешения Администрации МО «Город Гатчина» и не представлен акт, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по ЛО приняло решение об отказе в регистрации в связи с тем, что заявителем незаконно произведена реконструкция жилого дома, что также подтверждается ответом главы Администрации МО «Город Гатчина» № от ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах заявитель полагала, что действия Управление Росреестра по ЛО являются незаконными и грубо нарушающими ее права. Гатчинский городской суд 10 июля 2012 года постановил решение, которым заявление Платоновой Т.Д. удовлетворено в полном объеме. Не согласившись с законностью и обоснованностью вынесенного решения, заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ленинградской области представило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 10 июля 2012 года отменить и вынести новое решение. В качестве оснований для отмены решения податель жалоб ссылается на следующие обстоятельства. Платонова Т.Д. обратилась в Управление Росреестра по Ленинградской области с целью государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, также обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на новый жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу. Согласно сведениям ЕГРП, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Платоновой Т.Д. на жилой одноэтажный дом общей площадью 35,6 кв. м. Вместе с тем, из представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ и имеющегося в материалах дела правоустанавливающих документов кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный дом изменил свои параметры в связи с чем увеличилась площадь объекта с 35,6 кв. м. на 298 кв. м. Таким образом, в контексте п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ в отношении спорного объекта недвижимости была проведена реконструкция объекта капитального строительства. Данный факт также подтвержден письмом главы администрации МО «Город Гатчина» от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объекта капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Заявителем указанного заявления в регистрирующий орган представлено не было. В течение срока приостановления причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не были устранены и на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» в осуществлении государственной регистрации было отказано. При таких обстоятельствах податель жалобы полагает, что решение от 10 июля 2012 года подлежит отмене как не основанное на законе и вынесенное с нарушением норм материального права Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного приходит к следующему. Рассматривая заявленные требования, суд правильно оценил юридически значимые обстоятельства, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления. В силу п. 1 ст. 16 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", государственная регистрация права носит заявительный характер. Согласно п. 2 ст. 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Из материалов дела следует, что Платонова Т.Д. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Гатчинский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности жилого дома общей площадью 35,6 кв. м и регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 298 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>, представив следующие документы: справку Гатчинского отделения Ленинградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № № от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли продажи жилого дома площадью 35, 6 кв. м от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный жилой <адрес> – № от ДД.ММ.ГГГГ, Кадастровый паспорт на жилой дом площадью 298 кв. м., выданный Гатчинским отделением Ленинградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ДД.ММ.ГГГГ. Ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Платоновой Т.Д. отказано в государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделки с ним в соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", по причине отсутствия документов, подтверждающих разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства. В соответствии со ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними», основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. По смыслу п. 4 ст. 25.3 этот упрощенный порядок временно, до 01.03.2015 г. включает условие о том, что кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным основанием для государственной регистрации прав (в случае, если ранее зарегистрировано в установленном порядке право заявителя на земельный участок, на котором создан объект). В связи с этим не может быть принята во внимание ссылка ответчика на положения ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации об осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей. В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального законом от 29 декабря 2004 года № 191 – ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до 1 марта 2012 года не требуется получение разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а также предоставления данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта объекта. В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, полученные регистратором из органа технического учета указанные сведения в отношении объекта недвижимости, являются обязательными для регистрирующего органа и, не могут им не учитываться. В соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РФ одним из основанием для прекращения права собственности является уничтожение имущества. Согласно толковому словарю русского языка Ефремовой Т. Ф. «уничтожать – разрушать, прекращать что-либо». В ходе разбирательства дела, судом правомерно установлено, что объект недвижимого имущества в виде жилого дома площадью 35, 6 кв. м, 1948 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, утратил свое существование, а именно был разрушен и утратил свое функциональное назначение, что подтверждается справкой Гатчинского отделения Ленинградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, жилой дом площадью 298 кв. м 2011 года постройки не мог быть создан путем реконструкции дома 1948 года постройки. Данное обстоятельство подтверждается также представленными техническими паспортами и иным описанием в техническом паспорте вновь построенного дома конструктивных элементов дома. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в настоящее время отсутствуют нормативно – правовой акт, регламентирующий порядок проведения и оформления сноса жилых домов, а также императивно устанавливающий перечень документов необходимых для предоставления в регистрирующие органы. В силу п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Кроме того, в Письме Минрегиона РФ от 21.10.2009 N 34749-ИП/08 «О разъяснении вопросов, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, строительства зданий и сооружений на месте сносимых объектов капитального строительства» указано, что с учетом того, что после выполнения строительно-монтажных работ назначение здания и его параметры (количество помещений, высота, площадь и т.д.) изменились, а также изменилось качество его инженерно-технического обеспечения, то в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Кодекса, указанные преобразования относятся к понятию реконструкции. При этом в соответствии с пунктом 13 статьи 1 Кодекса, в случае строительства зданий и сооружений на месте сносимых объектов капитального строительства они могут относиться к понятию новое строительства. Следует отметить, что довод апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о том, что в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> проведена реконструкция объекта капитального строительства опровергается материалами дела и содержанием обжалуемого судебного решения. Доводы заинтересованного лица о том, что согласно письма Гатчинского БТИ от ДД.ММ.ГГГГ данных о сносе дома данный орган не располагает и таким образом жилом дом не ликвидирован, несостоятельны, так как заявителем представлена справа о разрушении дома, выданная иным органом технического учета, что не противоречит действующему законодательству. Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены постановленного 10 июля 2012 года решения, базируются на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и произведенной судом оценке представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств. Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, удовлетворив заявление Платоновой Т.Д., правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191 – ФЗ (ред. От 29 июня 2012 года) «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», Федерального закона от 21 июля 1997 года № – ФЗ (ред. 28 июля 2012 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними и постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ч.1 ст.328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда определила: решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: