Дело № 33-4179/2012 г. Санкт-Петербург 13 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего Ильичевой Т.В., судей Киреевой И.А., Петровой С.Е., при секретаре Медведеве П.С., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Иванова В.И. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 10 июля 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Иванова В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лужском районе Ленинградской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить пенсию по старости с момента обращения. Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Петрова С.Е., выслушав объяснения представителя истца – ФИО4, которая апелляционную жалобу поддержала, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда установила: Иванов В.И. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес>, в котором просил признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по старости незаконным и обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости в соответствии с п.2 ст.28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ с даты обращения с соответствующим заявлением. В исковом заявлении указал, что ответчик оспариваемым решением незаконно отказал Иванову В.И. в назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа работы не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. В обоснование иска Иванов В.И. сослался на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», и указал, что сведения представленной трудовой книжки и справки с мест работы подтверждают необходимый стаж его работы, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно оспариваемому решению календарный стаж работы Иванова В.И. в районах Крайнего Севера составляет 10 лет 2 месяца 12 дней, стаж работы по Списку 1 (пп.1 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях») - 12 лет 6 месяцев 11 дней. Ответчик из стажа работы по Списку №1 от 26.01.1991 № 10 р. «Горные работы» п. 1 п. 1010100а (рабочий, занятый полный рабочий день на подземных работах в руднике на добыче медно - никелевой руды подземным способом) и РКС исключил периоды работы: отпуска ветеранам боевых действий на территории других государств; время для проезда к месту использования отпуска и обратно (дорожные дни); отпуск без сохранения заработной платы с 17.05.1990 по 18.05.1990. Из стажа работы по Списку №1 от 26.01.1991 №10 р. «Горные работы» п. 2 1010300 а - 17491 проходчиком на подземных работах с полным рабочим днем на строительстве шахт метрополитена в г. Санкт-Петербург исключил отпуск без сохранения заработной платы с 17.07.1996 года по 19.07.1996 года. Ссылки ответчика при исключении указанных периодов деятельности из стажа на постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 неправомерны, так как согласно ст.12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Согласно п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. До вступления в силу постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 норм, предусматривающих исключение из стажа трудовой деятельности указанных периодов, установлено не было. В связи с чем, оспариваемое решение ответчика существенно ограничивает права Иванова Б.И. на положенную законом пенсию. В соответствии с п.2 ст.28.1 Федерального закона №173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.1-10 п.1 ст.27 и пп.7-9 п.1 ст.28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. В суде первой инстанции истец и его представитель исковые требования подержали. Представитель ответчика иск не признал. Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 10 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований Иванова В.И отказано. В апелляционной жалобе Иванов В.И. просит отменить решение суда, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что решение суда является незаконным, так как суд неправильно применил нормы материального права. В обоснование жалобы указал, что п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ, как ухудшающий его положение, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П противоречит статьям 1(ч.1),2,7,17,20,39,54(ч.1),55(ч.ч.2,3),57 Конституции Российской Федерации, Закон РФ от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал льготное исчисление некоторых периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, к которым, в частности, относились периоды работы в районе Крайнего Севера. Трудовые отношения истца, связанные с приобретением льготного трудового стажа, начались и закончились до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ; отмена льготного порядка исчисления общего трудового стажа нарушает предусмотренное ст.39 Конституции Российской Федерации право истца на социальное обеспечение. По мнению подателя жалобы для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, распространяется правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, что подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 № 320-О, согласно которому за гражданами, работающими и проживающими в районах Крайнего Севера, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Судебная коллегия в соответствии с нормами ст.327.1 ГПК РФ полагает рассмотреть дело и проверить законность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту определения - Федеральный закон №173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, мужчинам - по достижении возраста 55 лет, и женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет, соответственно. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах (пп.6 п.1 ст.28) При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1-10 п.1 ст.27 и пп.7-9 п.1 ст.28 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.1 ст.28.1). Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.1 п.1 ст.27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии уменьшается на пять лет (п.2 ст. 28.1). Всесторонне, полно и объективно исследовав объяснения сторон и документальные доказательства, суд первой инстанции установил, что истец Иванова В.И., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, 7 февраля 2012 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.2 ст.28.1 Федерального закона № 173-ФЗ. Решением Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> Иванову В.И. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа. Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что ответчик в стаж для назначения пенсии включил периоды работы: с 11 октября 1982 года по 16 апреля 1984 года в районах Крайнего Севера в обычных условиях труда; а также по Списку № 1 от 26 января 1991 года № 10 р. Таким образом, ответчиком учтен стаж работы истца в районах Крайнего Севера - 10 лет 2 месяца 12 дней и стаж работы по Списку 1 от 26 января 1991 года - 12 лет 6 месяцев 11 дней. Ответчиком в связи с отсутствием факта работы исключены из стажа работы истца по Списку № 1 и стажа работы в районах Крайнего Севера: отпуска ветеранам боевых действий на территории других государств: время для проезда к месту использования отпуска и обратно; дорожные дни: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работа в обычных условиях труда за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2011 №74-В10-11, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, суд первой инстанции признал незаконным решение ответчика в части отказа включения в стаж истца для назначения досрочной пенсии по старости периоды дополнительных оплачиваемых отпусков ветеранам боевых действий на территории других государств, а также периоды времени для проезда к месту использования отпуска и обратно (дорожные дни). При установленных обстоятельствах, судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что стаж работы истца составляет в районах Крайнего Севера 10 лет 3 месяца 25 дней и стаж работы по Списку № 1 от 26 января 1991 года - 12 лет 6 месяцев 11 дней. Согласно нормам Федерального закона №173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона (п.9 ст.30). Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке (п.1 ст.12). Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2005 № 16-В05-29 содержит нормы, согласно которым при подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке. В соответствии с положениями Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере (ст.28). Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ст.29). Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П следует, что в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона №173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке. Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа, законодатель придал норме п.4 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, законодатель установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный, исходя из норм Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Для лиц, на которых в соответствии со ст.28 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Разрешая спор, суд первой инстанции сделал тщательный правовой анализ пенсионного законодательства РСФСР, норм Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также действующего пенсионного законодательства Российской Федерации. Правильно применяя нормы материального права, положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что в соответствии с нормами законодательства, действовавшего в период работы истца в районах Крайнего Севера, а также в соответствии с нормами законодательства, действующего на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, при подсчете стажа для назначения пенсии досрочной трудовой пенсии по старости продолжительность трудовой и иной общественной полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке. Исходя из того, что стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет менее 15 календарных лет, суд сделал правильный вывод о том, что истец право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не приобрел и отказ ответчика в назначении истцу требуемой пенсии является законным. Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции рассмотрел дело в соответствии с требованиями ст.ст.3,12 ГПК РФ, с соблюдением принципа состязательности и равноправия сторон, в пределах заявленных исковых требований, правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, применил нормы материального права и дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам. Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы базируются на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к оспариванию верных выводов суда и оснований для отмены решения суда не содержат. Нарушений норм материального права и процессуального закона, безусловно влекущих отмену решения, судебная коллегия не усматривает. На основании изложенного, решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит. Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда определила: решение Лужского городского суда Ленинградской области от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова В.И. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи Судья ФИО6