33-3910/2012



Дело № 33-3910/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 30 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Ильичевой Т.В.,

судей Рогачевой В.В., Петровой С.Е.,

с участием прокурора Бокуц Е.Ю.

при секретаре Глазуновой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2012 года по делу , которым удовлетворены исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести работы по реконструкции очистных сооружений (станции биологической очистки, блока аэротенков и отстойников) в д. <адрес> в срок не позднее 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Петровой С.Е., выслушав мнение прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры и представителя третьего лица - Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности <адрес> ФИО4, которые против удовлетворения апелляционной жалобы возражали и просили решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор первоначально обратился в суд с иском к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании привести в соответствие с санитарными нормами содержание загрязняющих веществ в сточных водах производственно-технологического комплекса очистных сооружений д. <адрес> путем реконструкции канализационных очистных сооружений.

В ходе рассмотрения дела, частично изменив в порядке ч.1 ст.39 ГПК РФ предмет иска, просил обязать ответчика - администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области произвести работы по реконструкции очистных сооружений (станции биологической очистки, блока аэротенков и отстойников) в д. <адрес> в срок не позднее 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что в <данные изъяты> на территории МО «<данные изъяты>» Гатчинского муниципального района Ленинградской области с очистных сооружений осуществляется сброс сточных вод в рельеф. Комплекс очистных сооружений находится в нерабочем состоянии, осуществляется только механическая очистка сточных вод. Учет объема фактически сбрасываемых вод не ведется. Согласно данным производственного контроля ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» о качестве сточных вод, а также экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Гатчинском районе» от ДД.ММ.ГГГГ годы сточные воды, сбрасываемые с очистных сооружений д. Жабино, не соответствуют СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по показателям: БПК, ХПК, взвешенные вещества, азот аммонийный, азот нитратный, железо общее, ОКБ и ТКБ.

Производственно-технологический комплекс очистных сооружений и водоснабжения <данные изъяты> находится в собственности МО «Гатчинский муниципальный район Ленинградской области». Согласно п.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года №167, водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. В соответствии с пп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения отнесена к вопросам местного значения поселения.

Решениями Совета депутатов МО «Сяськелевское сельское поселение» от 22.12.2010 года № 71, от 30.11.2011 года №136 и по соглашениям от 25.12.2010 года и от 30.12.2011 года о передаче части полномочий Гатчинскому муниципальному району, осуществление полномочий по организации в границах Сяськелевского сельского поселения централизованного тепло-газо-водоснабжения населения, водоотведения переданы администрации МО «Гатчинский муниципальный район Ленинградской области».

Обосновывая исковые требования, прокурор также указал на несоблюдение ответчиком норм ст.210 ГК РФ, ст.ст. 22,34, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.6.7 СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», согласно которым сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Не соответствие по составу и свойствам сточных вод от КОС <данные изъяты> нормативным требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст.11 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».

Устранение выявленных нарушений и приведение содержания загрязняющих веществ в сточных водах в соответствии с санитарными нормами возможно путем проведения ответчиком работ по реконструкции очистных сооружений (станции биологической очистки, блока аэротенков и отстойников) в д. <адрес>.

В суде первой инстанции представитель истца и представитель третьего лица - Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области заявленные исковые требования поддержали; представитель ответчика - администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области иск не признал.

Представители: ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района», администрации МО «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитета финансов Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Управления Роспотребнадзор Ленинградской области в судебное заседание не явились.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2012 года исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязана произвести работы по реконструкции очистных сооружений (станции биологической очистки, блока аэротенков и отстойников) в д. <адрес> в срок не позднее 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация) указывает, что решение суда постановлено с нарушениями норм материального и процессуального права, так как избранный прокурором способ защиты нарушенного права не предусмотрен ст.12 ГК РФ и нормами Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые не устанавливают гражданскую ответственность юридических лиц. Исковое заявление не отвечает требованиям информационного письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.01.2003 года № 8-15-2003, согласно которому в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются интересы лиц, какие их права нарушены, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты интересов неопределенного круга лиц.

В обоснование требований прокурор сослался на нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, при этом указал, что факторы среды не оказывают вредного воздействия на человека, в связи с чем утверждения прокурора о нарушении прав граждан на благоприятную среду не обоснованны и не доказаны.

Администрация считает, что требования прокурора противоречат Бюджетному кодексу РФ и являются абстрактными, так как не предусматривают подлежащий выполнению объем работ и выделение бюджетных ассигнований, которое за счет средств администрации – исполнительного органа местного самоуправления невозможно. Выделение не предусмотренных на очередной финансовый год средств местного бюджета приведет к нарушению порядка их расходования, нецелевому использованию и повлечет причинение вреда муниципальному учреждению.

Представленный прокурором акт проверки является недопустимым доказательством, так как органы прокуратуры подменили собой государственные органы, в права и обязанности которых входит осуществление санитарно-эпидемиологического надзора.

Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ не предусмотрено нахождение в муниципальной собственности района имущества, предназначенного для тепло-водо-снабжения населения и водоотведения. Таким образом, комплекс очистных сооружений (КОС) <данные изъяты> в установленные сроки подлежит передаче в муниципальную собственность поселения.

Вынесенное судом решение не будет исполнено, так как органом местного самоуправления в соответствии с заключением экспертизы может быть принято иное решение.

Администрация просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с нормами ст.10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.

Из материалов дела следует, что собственником производственно - технологического комплекса очистных сооружений и производственно-технологический комплекс водоснабжения де<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является МО «Гатчинский муниципальный район» <адрес>, которому решениями Совета депутатов Сяськелевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ переданы полномочия для решения вопросов местного значения МО «Сяськелевское сельское поселение», в том числе по организации в границах Сяськелевского сельского поселения централизованного тепло-газо-водоснабжения и водоотведения за счет субвенций из бюджета Сяськелевского сельского поселения в бюджет Гатчинского в сумме <данные изъяты> руб. в 2011 году и <данные изъяты> руб. в 2012 году (л.д. 50,51,54,61).

Согласно Положению, утвержденному решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района от 23.12.2011 года , администрация Гатчинского муниципального района является юридическим лицом, исполнительно - распорядительным органом муниципального образования «Гатчинский муниципальный район» и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым относятся также заключение соглашений с органами местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Гатчинского муниципального района, по передаче администрации Гатчинского муниципального района осуществления части полномочий городских и сельских поселений за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

На основании соглашений от 25.12.2010 года и от 30.12.2011 года, заключенных с администрацией Сяськелевского сельского поселения, администрации Гатчинского муниципального района переданы полномочия по организации в границах Сяськелевского сельского поселения тепло-газо-водоснабжения населения и водоотведения (л.д. 55-60).

Таким образом, ответчик в порядке, установленном законодательными и локальными актами, принял обязанности по организации в населенном пункте де<адрес>, находящемся на территории (в гараницах) МО «Сяськелевское сельское поселение», централизованного тепло-газо-водоснабжения населения и водоотведения.

В ходе разбирательства дела суд всесторонне, полно и объективно исследовал представленные в обоснование иска доказательства, в том числе комиссионный акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленный по результатам проверки, проведенной природоохранной прокуратурой совместно с государственным инспектором <адрес> по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов; протоколы лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, 10489; экспертное заключение по результатам лабораторных исследований Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , акт от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный главным врачом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Гатчинском районе», а также другие документальные доказательства, из которых следует, что производственно-технологический комплекс очистных сооружений (КОС) де<адрес> находится в нерабочем состоянии, осуществляется только механическая очистка сточных вод; сбрасываемые на почву сточные воды не отвечают требованиям СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. (л.д.9-11,15-26,47,48,49,136), (л.д.27, 52-53).

Оценив представленные доказательства в соответствии требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком обязанности по организации в населенном пункте де<адрес> МО «Сяськелевское сельское поселение» централизованного тепло-газо-водоснабжения населения и водоотведения, а также требования ст.210 ГК РФ надлежаще не исполняются.

Довод представителя ответчика том, что акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством, несостоятелен, поскольку указанный акт является комиссионным, составлен полномочными должностными лицами. Кроме того, ответчик установленный судом факт нахождения КОС от де<адрес> в нерабочем состоянии не оспаривает.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст.11 п.1).

Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст.34).

Из положений ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Правильно установив имеющие значение для дела обстоятельства, и применяя нормы материального права, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о необходимости обязания администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области произвести работы по реконструкции очистных сооружений (станции биологической очистки, блока аэротенков и отстойников) в д. <адрес>.

Судебная коллегия также полагает, что удовлетворение исковых требований прокурора о приведении комплекса очистных сооружений в работоспособное состояние будет способствовать восстановлению нарушенного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Довод ответчика об избрании прокурором не предусмотренного законом способа защиты нарушенного права неопределенного круга лиц, несостоятелен, поскольку согласно абз.3 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Требование прокурора направлено на пресечение бездействия ответчика, приводящего к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Установленный судом срок, в течение которого данные работы должны быть произведены: 2 года с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.

Судебная коллегия считает, что довод ответчика о том, что органом местного самоуправления может быть принято другое решение по вопросу отвода сточных вод в де<адрес>, не является препятствием для удовлетворения требований природоохранного прокурора.

При этом судебная коллегия отмечает, что в случае принятия и реализации ответчиком решения об отводе сточных вод в де<адрес> иным, то есть отличным от указанного в решении суда, способом в течение предоставленного судом двухлетнего срока, ответчик не лишен возможности в порядке ст.203 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением об изменении способа и (или) порядка исполнения решения суда, представив доказательства, свидетельствующие о реальном исполнении принятого решения

Ссылка ответчика на отсутствие в местном бюджете финансовых средств для исполнения решения суда, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения суда, поскольку формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ. Формирование расходов бюджетов органов местного самоуправления должно происходить в очередном финансовом году. Отсутствие в бюджете муниципального образования для исполнения решения суда денежных средств не освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Кроме того, в силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других источников бюджетной системы Российской Федерации.

Нарушений процессуального законодательства, которые в силу положений ч.ч.3, 4 ст.330 ГПК РФ являются основанием для отмены решения, судом допущено не было.

Исковое заявление, вопреки доводам жалобы, отвечает требованиям ст.ст.131,132 ГПК РФ и подано Ленинградским межрайонным природоохранным прокурором в рамках предоставленных ему законом полномочий в защиту прав неопределенного круга лиц на проживание в здоровой, сбалансированной окружающей среде с целью предотвращения угрозы жизни и здоровью.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом тщательного исследования суда первой инстанции, а также выражают несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, которую судебная коллегия считает верной.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене, либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи