Кассационное определение № 22-1212 от 28 июля 2011 года



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кострома                                                                                      28 июля 2011 года

     Судебная коллегия по уголовным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Шагабутдинова А.А.,

судей Воронцовой Г.В., Попова А.Е.,

при секретаре Маковейчук О.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 28 июля 2011 года кассационное представление государственного обвинителя Кругловой Е.Н. на постановление суда апелляционной инстанции <данные изъяты> от 17 июня 2011 года, которым постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от 26 мая 2011 года о возвращении прокурору уголовного дела по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ,

ФИО10 родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, -

изменено, признано основанием для возвращения уголовного дела нарушение при составлении обвинительного заключения требований ст.220 УПК РФ, а не ст. 225 УПК РФ, исключено указание срока устранения нарушений, в остальном постановление оставлено без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Шагабутдинова А.А., выступления обвиняемого ФИО11 об оставлении постановлений судов без изменения, прокурора Зотовой С.М., поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

в кассационном представлении государственный обвинитель Круглова Е.Н. просит об отмене состоявшихся судебных решений и направлении уголовного дела для рассмотрения по существу, поскольку вывод судов о том, что местом совершения преступления является место рассылки электронного сообщения с текстом, который инкриминирован обвиняемому ФИО12 необоснован. ФИО13 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ - оскорбление представителя власти, - которое является оконченным с момента восприятия потерпевшим и другими лицами оскорбления. Так как это произошло при ознакомлении с содержанием текста, поступившего на сайт администрации <данные изъяты>, то местом преступления является ее место нахождения по адресу <адрес>, относящееся к юрисдикции мирового судьи судебного участка №2 г. Костромы.

Обсудив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что постановления мирового судьи и суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, если обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что исключает возможность постановления приговора или вынесение иного решения на основе данного заключения или акта.

По настоящему уголовному делу таких оснований, как они указаны мировым судьей и судом апелляционной инстанции, нет.

Статьей 220 УПК РФ установлено, что наряду с другими данными и сведениями, в обвинительном заключении следователь указывает место совершения преступления.

В обвинительном заключении таковым указан <адрес>, то есть администрация <данные изъяты>, на сайт которой поступило электронное сообщение с текстом, инкриминируемым обвиняемому ФИО14 как существо обвинения в совершении преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ.

Согласно обвинительному заключению, сообщение направлено с электронного адреса методом электронной рассылки.

Органом предварительного расследования приведены обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, в соответствии со ст.73 УПК РФ, включая время и место совершения преступления - сайт администрации <данные изъяты>.

Особенностью рассылки текстов электронной почтой в сети Интернет, когда таковая может происходить из различных мест с одного и того же электронного адреса, является отсутствие возможности по объективным причинам установить конкретное место отправки текста.

При таких обстоятельствах, исходя из установленного ст.6 УПК РФ принципа назначения уголовного судопроизводства как защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и одновременно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, возвращение уголовного дела прокурору фактически влечет невозможность осуществления дальнейшего уголовного судопроизводства, невыполнение основополагающего принципа уголовного судопроизводства.

Поскольку неприведение в обвинительном заключении места, откуда электронной почтой направлялось сообщение, не является препятствием для рассмотрения судом уголовного дела, постановление мирового судьи о возвращении уголовного делу прокурору подлежит отмене. В связи с этим подлежит отмене и постановление суда апелляционной инстанции.

В соответствии с п.п. 4, 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанций», решения, нарушающие права на доступ к правосудию и рассмотрение дела в разумные сроки, к которым относится постановление мирового судьи о возвращении уголовного дела прокурору, подлежат отмене, а уголовное дело - направлению на новое судебное разбирательство тому же мировому судье.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, постановление суда апелляционной инстанции <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении уголовного дела по обвинению ФИО15 прокурору отменить, уголовное дело направить мировому судье судебного участка <данные изъяты> на новое судебное разбирательство.

Председательствующий                                              _________________________

Судьи:                                                                           _________________________

                                                                                      _________________________