постановление о применении принудительных мер медицинского характера изменено



Судья Загаров Н.И.                                                                                                                          Дело № 22-466.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кострома                                                                    28 апреля 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Назаровой Н.Е.,

судей Панова О.А. и Воронцовой Г.В.,

при секретаре Хохловой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу адвоката Шпилевой Т.И. на постановление судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 02 марта 2011 года, которым

Попов Василий Андреевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в дер. <адрес>, не судимый,

освобождён от уголовной ответственности за совершение в состоянии невменяемости общественно опасных деяний, предусмотренных ст.ст.119 ч.1, 119 ч.1, 318 ч.1 УК РФ, и направлен на принудительное лечение в психиатрический стационар общего типа.

Заслушав доклад судьи Воронцовой Г.В., мнение прокурора Зотовой С.М. об оставлении постановления без изменения, защитника Шпилевую Т.И., поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Согласно постановлению суда, 23 сентября 2010 года в период времени с 16 часов до 16 часов 30 минут Попов В.А., будучи в состоянии опьянения, находясь по адресу: <адрес>, испытывая личные неприязненные отношения к проживающей с ним бывшей жене ФИО12, взял строительный инструмент - бокорез и в присутствии дочери ФИО11 напал на ФИО1, приставив бокорез острием к её лицу, высказывая при этом угрозы убийством словами: «Убью, закопаю». Когда же ФИО5 попыталась оказать помощь ФИО1 и предприняла попытку отобрать бокорез у отца, то он напал на неё, пытаясь нанести ей удары бокорезом в область шеи, высказывая при этом угрозы убийством словами: «Убью». Действия Попова В.А. каждая из потерпевших воспринимала реально, опасаясь осуществления высказанных им угроз. В тот же день, когда по сообщению ФИО12 в квартиру прибыли сотрудники милиции ФИО6, ФИО7 и ФИО8, находившиеся при исполнении служебных обязанностей, Попов В.А., не желая исполнять их законные требования, достал нож и напал на ФИО7, нанеся ему не менее двух ударов ножом в область левой кисти, причинив две резаные раны ладонной поверхности, которые вреда здоровью ФИО7 не причинили, так как не повлекли кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности.

В кассационной жалобе адвокат Шпилевая Т.И. просит постановление в отношении Попова В.А. отменить, производство по уголовному делу прекратить; при этом указывает, что семья ФИО1 на протяжении длительного периода времени конфликтует из-за квартирного вопроса; потерпевшие ФИО12 и ФИО9 не желали, чтобы Попов В.А. проживал в спорной квартире, и провоцировали его на семейные скандалы, поэтому относительно событий, произошедших 23 сентября 2010 года, могли оговорить Попова; свидетелю ФИО10 потерпевшие не говорили о высказывании отцом угроз убийством в их адрес. Также считает, что квалификация действий Попова А.В. по ст.318 ч.1 УК РФ не нашла своего подтверждения; никто из присутствовавших в квартире не видел ни замаха ножом, ни удара им ФИО7; согласно заключению судебно-биологической экспертизы, кровь на ноже не обнаружена.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит постановление подлежащим изменению.

Выводы суда о высказывании Поповым В.А. в состоянии невменяемости угрозы убийством ФИО12 и ФИО11 и применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении сотрудника милиции ФИО7 при исполнении им своих должностных обязанностей судебная коллегия находит правильными, основанными на исследованных в судебном заседании и приведенных в постановлении доказательствах.

Приведенные в жалобе доводы о том, что потерпевшие ФИО12 и ФИО11 могли оговорить Попова В.А., а совершение Поповым общественно опасного деяния, предусмотренного ст.318 ч.1 УК РФ, не доказано, судом проверялись и обоснованно опровергнуты.

При этом суд правильно признал достоверными показания потерпевших ФИО12 и ФИО5, из которых следует, что Попов В.П., зайдя в комнату, где они находилась, напал на ФИО1 с бокорезом и, приставляя бокорез ей к лицу, высказывал угрозы убийством. Опасаясь за жизнь матери ФИО5 стала отбирать бокорез у Попова, тогда он, угрожая и ФИО5 убийством, попытался нанести ей удар бокорезом в шею. Угрозы убийством потерпевшие воспринимали реально, опасаясь их осуществления.

Из показаний потерпевшего ФИО7 следует, что по прибытии на разбор семейного скандала между ФИО10 Попову было предложено взять документы и проследовать в отдел милиции. Когда Попов брал документы из ящика, в его руке оказался нож, и он попытался нанести этим ножом ему (Зельцеру) удар в живот. Он сумел отбить удар ножом рукой, повалил Попова на пол, после чего почувствовал, что тот его порезал.

Показания потерпевших подтверждаются показаниями свидетеля ФИО10, которому со слов матери и сестры стало известно, что отец угрожал им убийством. Когда приехали сотрудники милиции, он (ФИО19) находился в комнате и слышал оттуда, как один из сотрудников сказал, что его порезали; впоследствии он видел кровь на руке у милиционера.

Приведенные выше показания потерпевших ФИО12, ФИО5, ФИО7 и свидетеля ФИО10 в части совершения Поповым В.А. указанных действий являются последовательными, согласуются между собой, а также с показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО6 и заключением судебно-медицинской экспертизы; оснований не доверять им у суда не имелось, поэтому они обоснованно признаны судом соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что полученным в судебном заседании доказательствам, в том числе, отсутствию крови на ноже, суд дал надлежащую оценку и пришел к обоснованному выводу о доказанности совершения Поповым В.А. в состоянии невменяемости общественно опасных деяний, предусмотренных ч.1 ст.119, ч.1 ст.119 и ч.1 ст.318 УК РФ.

По заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы Попов В.А. страдает <данные изъяты>. По своему психическому состоянию в момент совершения инкриминируемых ему деяний и в настоящее время он не мог и не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Имеющееся у Попова В.А. <данные изъяты> связано с возможностью причинения им иного существенного вреда и опасностью для окружающих; в настоящее время он нуждается в применении к нему принудительных мер медицинского характера с направлением на принудительное лечение в психиатрический стационар общего типа.

Оснований не доверять выводам экспертов у суда не имелось, поскольку они достаточно обоснованы, подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд обоснованно, в соответствии с требованиями ч.1 ст.21, п.«а» ч.1 ст.97 и ст.101 УК РФ, освободил Попова В.А. от уголовной ответственности за совершенное им в состоянии невменяемости общественно опасное деяние, предусмотренное ч.1 ст.318 УК РФ, и применил к нему принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.443 УПК РФ, если лицо, совершившее запрещённое уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера.

Совершённое Поповым В.А. деяние, предусмотренное ч.1 ст.119 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести, в связи с чем уголовное дело в этой части подлежит прекращению.

Кроме того, в связи с изменениями, имеющими обратную силу, внесёнными Федеральным законом от 07.03.2011 № 26-ФЗ в ч.1 ст.119 и ч.1 ст.318 УК РФ, постановление в отношении Попова В.А. подлежит приведению в соответствие с новой редакцией уголовного закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Постановление судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 02 марта 2011 года в отношении Попова Василия Андреевича изменить.

Считать признанным доказанным совершение Поповым В.А. в состоянии невменяемости общественно опасных деяний, предусмотренных ч.1 ст.119 УК РФ в редакции ФЗ от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ (два эпизода) и ч.1 ст.318 УК РФ в редакции ФЗ от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ.

Исключить из постановления указание о применении к Попову В.А. принудительных мер медицинского характера за совершение общественно опасных деяний, предусмотренных ч.1 ст.119 УК РФ, уголовное дело в этой части прекратить.

В остальном постановление оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: