Кассационное определение №22-1810/2011 от 11 октября 2011 года



Судья Спивак В.Г.                                                                                                                                           Дело №22-1810

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кострома                                                                                                             11 октября 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Подсухина А.В.,

судей Панова О.А., Курохтина С.В.,

при секретаре Оборотовой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 октября 2011 года кассационное представление государственного обвинителя и кассационную жалобу осужденного Мозохина А.С. на приговор Ленинского районного суда г. Костромы от 22 августа 2011 года, которым

Мозохин Андрей Сергеевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, судимый 10 августа 2010 года по ч.1 ст.158, ст.73 УК РФ к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком в один год,

осужден: - по ч.3 ст.30 - ч.1 ст.2281 УК РФ к четырём годам лишения свободы без ограничения свободы; - по ч.2 ст.228 УК РФ к трём годам лишения свободы без штрафа. На основании ч.3 ст.69 УК РФ путём частичного сложения наказаний к четырём годам двум месяцам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы. В соответствии с ч.5 ст.74 УК РФ условное осуждение по приговору от 10 августа 2010 года отменено, окончательно осужден к четырём годам четырём месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима без штрафа и ограничения свободы.

Заслушав доклад судьи Курохтина С.В., прокурора Жаворонкову А.Г., просившую об отмене приговора по доводам, изложенным в представлении и дополнении к нему, осужденного Мозохина А.С., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Приговором Мозохин А.С. признан виновным в том, что 28 сентября 2010 года в г. Костроме при обстоятельствах подробно изложенных в приговоре сбыл проводившему проверочную закупку ФИО5 за 1100 рублей наркотическое средство - кустарно изготовленный препарат из эфедрина массой 0,25 гр.

Он же признан виновным в незаконном изготовлении и хранении до 16 часов 30 мин. 01 апреля 2011 года наркотического средства препарата (смеси), содержащей дезоморфин массой 2,98 гр., т.е. в особо крупном размере.

В кассационном представлении и дополнении к нему государственный обвинитель просит об отмене приговора в связи с чрезмерной мягкостью назначенного наказания, поскольку суд в недостаточной степени учёл характер и степень содеянного, повышенную общественную опасность, данные о личности Мозохина А.С., который привлекался к административной ответственности, судим, преступления совершил в период испытательного срока. Столь мягкий приговор нарушает принцип справедливости, им не достигаются цели уголовного наказания. Кроме того, в резолютивной части приговора отсутствует указание на применение ст.70 УК РФ, хотя фактически суд указал на назначение наказания по совокупности приговоров. Просит исключить из приговора указание на отсутствие других доказательств причастности Мозохина к изготовлению наркотического средства, кроме признания вины Мозохиным и дело направить на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе осужденный Мозохин А.С. указывает на не согласие с приговором суда, поскольку считает, что в отношении него имела место провокация - до проведения контрольной закупки органам следствия не было известно о том, что он кому-либо сбывал наркотики, данных об этом в деле нет. Его чистосердечное признание чем-либо не подтверждено, и обвинение только на этом построено быть не может. «Провокатору ФИО15» он согласился помочь только из-за душевной доброты, нуждаемости в деньгах. Не была проведена экспертиза видеозаписи - следовательно, это не допустимое доказательство. Признав свою вину, сотрудничая со следствием, полагает, что уже сделал большой шаг на пути к исправлению. Поэтому просит применить ст.64 УК РФ и назначить более мягкое наказание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Вина Мозохина А.С. в совершении инкриминированных ему сбыта и хранения наркотических средств установлена совокупностью доказательств, исследованных в ходе судебного следствия, подробно изложенных в приговоре и фактически не оспаривается осужденным.

Доводы Мозохина о том, что он лишь помогал ФИО5 в приобретении наркотических средств являлись предметом судебного разбирательства и обосновано, на основании совокупности представленных суду доказательств, отвергнуты как не состоятельные, поскольку судом достоверно установлено, что ФИО5 Мозохин сбыл имевшееся у него, т.е. принадлежащее ему, наркотическое средство с целью получения материальной выгоды. Данное обстоятельство фактически не оспаривает и сам осужденный в жалобе («нуждаемость в деньгах»).

Имеющаяся в деле видеозапись оперативно-розыскного мероприятия проверочная закупка получена и приобщена к делу в установленном законом порядке, обоснованно признана допустимым доказательством, поскольку наряду с другими доказательствами образует совокупность доказательств с достоверностью устанавливающих виновность Мозохина А.С.

Таким образом, действиям Мозохина А.С. по эпизоду связанному с ФИО5 дана правильная юридическая оценка. Действия Мозохина носили добровольный и целенаправленный характер. Сбыть наркотическое средство его никто не понуждал, на просьбу ФИО5 Мозохин отреагировал добровольным согласием, преследуя цель извлечения для себя материальной выгоды.

Так же правильную юридическую оценку получили действия Мозохина по эпизоду от 01 апреля 2011 года в части квалификации его действий как незаконное хранение наркотического средства, поскольку совокупностью доказательств достоверно установлено, что Мазохин до момента изъятия хранил при себе наркотическое средство. Доводы осужденного о том, что изъятый дезоморфин был ему подброшен, проверялись судом и обоснованно признаны не состоятельными.

Однако судебная коллегия находит осуждение Мозохина А.С. за незаконное изготовление указанного наркотического средства незаконным. Суд в приговоре пришёл к однозначному выводу о том, что «…кроме показаний самого подсудимого на следствии об изготовлении им наркотиков других доказательств причастности Мозохина к изготовлению наркотических средств стороной обвинения не представлено…». То есть обвинение судом было построено исключительно на признательных показаниях Мозохина, что не допустимо, поскольку в силу Закона признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств. Такой совокупности доказательств в деле нет, доводы дополнительного кассационного определения о том, что виновность Мозохина по факту изготовления наркотического средства подтверждается показаниями ФИО12, ФИО13, ФИО14, протоколом личного досмотра Мозохина, заключением эксперта такую совокупность не образуют.

При изложенных обстоятельствах приговор подлежит изменению, квалифицирующий признак «незаконное изготовление без цели сбыта наркотического средства» исключению из объёма обвинения с соответствующим снижением размера наказания вследствие уменьшения объёма обвинения.

В остальном приговор является законным и обоснованным, наказание осужденному, совершившему преступления в период условного осуждения, назначено в соответствии с принципами, установленными Общей частью Уголовного кодекса РФ, с учётом данных о личности Мозохина А.С., с учетом имеющихся смягчающих обстоятельств и иных значимых для дела обстоятельств, с соблюдением установленного ст.6 УК РФ принципа справедливости и требований уголовного и уголовно-процессуального законов, в пределах санкции статей и не может быть признано как чрезмерно мягким, так и чрезмерно суровым. Оснований для переквалификации действий осужденного, изменения вида наказания, вида исправительного учреждения или применения правил ст.ст.64,73 УК РФ не имеется.

Уголовное дело рассмотрено, и приговор постановлен в строгом соответствии с процедурой судебного разбирательства, нарушений требований УПК РФ влекущих отмену судебного решения по делу не допущено, права осужденного соблюдены в полной мере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377,378,388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Приговор Ленинского районного суда г. Костромы от 22 августа 2011 года в отношении Мозохина Андрея Сергеевичаизменить, исключить осуждение Мозохина А.С. за незаконное изготовление наркотического средства препарата (смеси), содержащей дезоморфин, снизив назначенное по ч.2 ст.228 УК РФ наказание до двух лет девяти месяцев лишения свободы. Назначенное по правилам ч.3 ст.69 УК РФ наказание снизить до четырёх лет одного месяца лишения свободы. В соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединить наказание неотбытое по приговору от 10 августа 2010 года и окончательно к отбытию определить четыре года три месяца лишения свободы в исправительной колонии общего режима без штрафа и ограничения свободы.

В остальном приговор в отношении Мозохина Андрея Сергеевича оставить без изменения, а кассационное представление и кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий _______________________

Судьи                                _______________________

                                          _______________________