КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«05» июля 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Никулинской Н.Ф., Андреева С.В.,
при секретаре Чиркиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фадеева Владимира Ивановича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 мая 2010 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований Фадеева Владимира Ивановича к Управлению пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району о выплате страховой части трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения Фадеева В.И., представителя Отделения Пенсионного Фонда РФ по Костромской области Золотова И.Н.,
судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
установила:
Фадеев В.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению управлению пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району с требованием обязать ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району в связи с наличием у него более 5 лет работы в гражданских учреждениях и более 25 лет общего страхового стажа, назначить ему страховую часть трудовой пенсии за 10 лет трудовой деятельности, не вошедшие в расчет военной пенсии. Свои требования мотивировал тем, что 09 апреля 2010 г. ему было отказано в начислении страховой части трудовой пенсии по старости. Согласно представленным им документам его военный стаж составляет 19 лет 5 месяцев в календарном исчислении, а время работы в гражданских учреждениях 10 лет 2 месяца 22 дня. Итого страховой стаж всей трудовой деятельности составляет 29 лет 7 месяцев 22 дня. Ссылаясь на Федеральный закон «О трудовых пенсиях» №173-ФЗ от 17.12.2001 г., указывает, что некоторые категории граждан, в том числе и он, как инвалид вследствие военной травмы, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии - мужчины с возраста 55 лет, если они имеют 25 лет страхового стажа за все время трудовой деятельности. В эти 25 лет страхового стажа входят и периоды военной службы, поскольку согласно ст.11 ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» периоды военной службы засчитываются в страховой стаж. Указывает, что сотрудники пенсионного фонда согласны назначить ему полную трудовую пенсию, если он откажется от военной пенсии, с чем он не согласен.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Фадеев В.И. просит решение суда отменить, обязать Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району назначить ему выплату отдельно страховой части трудовой пенсии по старости с 55 лет за стаж работы в гражданских учреждениях с сохранением пенсии за выслугу лет от МО РФ, как базовой части общей пенсии. Указывает, что ФЗ от 22.07.2008 г. №156-ФЗ позволяет военным пенсионерам при наличии у них 5 лет трудового стажа получать отдельно страховую часть трудовой пенсии. Законом не определено, с какого возраста наступает право на получение страховой части трудовой пенсии, имеется лишь ссылка, что отдельно страховая часть трудовой пенсии и возраст ее назначения определяется по правилам назначения полной трудовой пенсии, согласно ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, в который ФЗ №156-ФЗ и вносит изменения. В соответствии с ФЗ №173-ФЗ инвалидам вследствие военной травмы при наличии у них 25 лет общего стажа, достигшим возраста 55 лет, назначается полная трудовая пенсия. Поскольку он соответствует данным требованиям, то полагает, что имеет право на получение отдельно всех составных частей трудовой пенсии. Считает, что Пенсионный фонд незаконно требует наличия у него кроме военной службы, 25 лет работы в гражданских организациях. По его мнению, пункт 6 статьи 3 Закона РФ №166-ФЗ дает право ему как военнослужащему при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости на одновременное получение пенсии за выслугу лет, начисленной в военкомате, и страховой части пенсии трудовой пенсии, начисленной в пенсионном фонде за 10 лет работы. Как инвалид вследствие военной травмы, достигший возраста 55 лет, он имеет право на назначение пенсии по старости. Указывает, что пенсионный фонд лишает его права выбрать, какой именно вариант получения пенсии его больше всего устраивает.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения по доводам кассационной жалобы.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца страхового стажа, необходимого для назначения страховой части трудовой пенсии по старости.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Фадеев В.И. является получателем пенсии за выслугу лет с 08.03.1999 года, инвалидом второй группы вследствие военной травмы. На дату обращения Фадеева В.И. в Управление пенсионного фонда он имел трудовой стаж работы 10 лет 1 месяц 2 дня. 18 апреля 2004 года истцу исполнилось 55 лет.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 6 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Согласно п.п.3 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Поскольку у Фадеева В.И. отсутствовал необходимый страховой стаж, дающий право на назначение страховой части трудовой пенсии по старости (10 лет 1 месяц вместо 25 лет), суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о назначении страховой части трудовой пенсии по старости.
Доводы Фадеева В.И. о том, что у него выработан необходимый трудовой стаж, поскольку стаж его военной службы составил 19 лет 5 месяцев, период работы в гражданских учреждениях - 10 лет 2 месяца 22 дня, а всего 29 лет 7 месяцев 22 дня, судом правильно признаны необоснованными, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 12 Федерального Закона № 173-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом (абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ).
При этом ссылка Фадеева В.И. на положения ст. 11 указанного Закона судом правильно признана несостоятельной, поскольку при разрешении возникшего спора подлежит применению специальная норма - абзац 2 пункта 1 ст. 12 Федерального Закона № 173-ФЗ.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе заявителю в удовлетворении иска и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно положения п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в недействующей на момент вынесения судом решения редакции, не является основанием для отмены решения, поскольку приведенная судом в решении редакция закона существенно не отличается от редакции, действующей на момент вынесения судом решения и в настоящее время, допущенная судом описка не привела к неправильному разрешению дела.
Доводы жалобы о том, что Федеральный закон от 22.07.2008 г. №156-ФЗ позволяет военным пенсионерам при наличии у них 5 лет трудового стажа получать отдельно страховую часть трудовой пенсии, не могут повлиять на сделанные судом выводы. Действительно, данным законом предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (п.2 ст. 7), однако право на трудовую пенсию по старости может возникнуть при достижении возраста, предусмотренного пунктом 1 данной статьи, в частности, мужчин - при достижении возраста 60 лет. Однако, как установлено судом, Фадеев В.И. не достиг указанного возраста.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению решения не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фадеева Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: