Судья Н.В.Пелевина Дело № 33-872
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«14» июля 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.А.Кулаковой,
судей О.Н.Зиновьевой, С.В.Андреева,
при секретаре О.А.Леонтьевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г.Костромы по доверенности С.Н.Хоминой на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 27 мая 2010 года, которым удовлетворены исковые требования Яковлевой Олеси Владимировны к администрации городского округа г.Кострома об обязании предоставить ей по договору социального найма жилое помещение по установленным нормам предоставления жилых помещений в городе Костроме.
Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
О.В.Яковлева обратилась в суд с иском к администрации города Костромы, просила обязать предоставить жилое помещение вне очереди в установленном законом размере. В обоснование требований указала, что в соответствии с решением Чухломского районного суда от 15 марта 2002 г. является лицом, оставшимся без попечения родителей. С 15 ноября 1986 г. она находилась в Костромском доме ребенка, с 21 ноября 1991 г. - в Нерехтской школе-интернате, с 01 сентября 1995 г. - в Судайской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2004 г. - в ГОУ НПО «Профессиональное училище №13» пос. Полдневица Поназыревского района Костромской области, где обучалась до июля 2008 г. Закрепленного за ней жилого помещения не имеет, постановлением администрации города Костромы №3143 от 12 августа 2002 г. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список воспитанников детских домов. Жилья не имеет, ни где не зарегистрирована. Ссылаясь на положения ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывает на наличие права на внеочередное обеспечение жилым помещением.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Костромской области, департамент социальной защиты населения Костромской области, Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по г.Костроме, комитет ЖКХ администрации г. Костромы.
Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 27 мая 2010 года исковые требования Яковлевой Олеси Владимировны удовлетворены. Суд обязал администрацию городского округа г.Костромы предоставить Яковлевой Олесе Владимировне по договору социального найма жилое помещение по установленным нормам предоставления жилых помещений в городе Костроме.
В кассационной жалобе представитель администрации г.Костромы по доверенности С.Н.Хомина просит решение суда отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что согласно п.п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях … жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Ссылается на Определение Конституционного суда РФ от 5 февраля 2009 г. № 250-О-П и Определение Конституционного суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 605-О-О, указывает, что защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При этом по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены ФЗ № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей указанным законом отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм … органами исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами РФ. Положения указанного закона конкретизируются в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Полагает, что из приведенных положений закона следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Само по себе нормативное положение, закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 8ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласуется с Конституцией РФ и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, т.к. возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Указывает, что при разрешении спора суд руководствовался ч.3 ст. 57 ЖК РФ без учета разъяснений, содержащихся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», согласно которым основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Считает, что судом при рассмотрении дела не учтены положения постановления администрации Костромской области от 1 сентября 2008 г. № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области», Закона Костромской области от 19 декабря 2005г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» и закона Костромской области от 25 декабря 2006 г. № 98-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», что привело к неправильному разрешению спора.
Проверив материалы дела, исследовав приложенные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Принимая решение, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об обязании администрации г. Костромы предоставить истице жилое помещение.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.
Судом установлено, что О.В.Яковлева имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за которым не закреплено жилое помещение и которая состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Костромы и жилым помещением не обеспечена.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к верному выводу о наличии у О.В.Яковлевой права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению истице жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование городского округа г. Кострома в лице администрации г. Костромы, не противоречит вышеприведенным нормам закона.
Согласуется данный вывод суда и с положениями ст. 6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», согласно которой данная категория детей обеспечивается вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Из материалов дела видно, что свободных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области, на территории г. Костромы не имеется, в связи с чем, жилым помещением О.В.Яковлева должна быть обеспечена Администрацией города Костромы.
Кроме того, судом обоснованно учтено, что постановлением главы самоуправления администрации города Костромы от 12 августа 2002 г. № 3143 администрация г. Костромы приняла на себя обязательство по предоставлению жилого помещения О.В.Яковлевой, как воспитаннице детского дома. Принятое обязательство органом местного самоуправления не исполнено.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что к возникшим правоотношениям применимы нормы ч. 3 ст. 57 ЖК РФ.
После предоставления О.В.Яковлевой жилого помещения администрация г. Костромы не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилых помещений из средств соответствующего бюджета.
С учетом изложенного судебная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 27 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г.Костромы С.Н.Хоминой - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: