Судья Дедюева М.В. Дело № 33-867
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«14» июля 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Никулинской Н.Ф., Шестанова Ю.И.,
при секретаре Федоровой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Падагова Николая Александровича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июня 2010 г., которым оставлены без удовлетворения исковые требования Падагова Николая Александровича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме о признании налогового уведомления Номер обезличен на уплату транспортного налога физическим лицом за 2009 г. от 23.01.2010 г. недействительным в части начисления транспортного налога на автомобиль регистрационный знак Номер обезличен.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения Падагова Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
у с т а н о в и л а:
Падагов Н.А. обратился в суд с иском к ИФНС России по г. Костроме о признании недействительным налогового уведомления Номер обезличен на уплату транспортного налога физическим лицом за 2009 г. от 23 января 2010 г. в части начисления транспортного налога на автомобиль SsangYong Actyon Sports государственный регистрационный знак Номер обезличен, мотивируя тем, что со 02 октября 2008 г. является собственником вышеназванного автомобиля, согласно ПТС данный автомобиль относится к категории «В» (легковой) и имеет мощность 141 л.с. Согласно оспариваемому налоговому уведомлению налог исчислен исходя из того, что автомобиль относится к категории «С», т.е. грузовые автомобили, с чем он не согласен.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено УГИБДД УВД по Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Падагов Н.А. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение. Считает, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства отнесен к категории «В», то и транспортный налог необходимо уплачивать по ставке, действующей для легковых автомобилей. Указывает, что аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 29 марта 2007 г. №03-05-06-05/17. Учитывая, что его автомобиль относится к категории «В», считает, что обязан уплачивать транспортный налог по налоговой ставке, предусмотренной п.3.1. статьи 3 Закона Костромской области от 28.11.2020 г. №80-ЗКО - 21 рубль с л.с. Размер налога за 2009 г. должен составлять 141*21/12=2 961 руб. Указывает, что согласно приказу МВД РФ от 31 марта 1995 г. «Об учете автомототранспортных средств и специальной продукции госавтоинспекции» №125 приложение №7 автомобиль с кузовом «пикап» относится к легковым автомобилям. Данный приказ является действующим, был принят во исполнение международных норм. И его применение не может зависеть от позиции третьего лица по делу. Вывод суда по данному вопросу не основывается на законодательстве, регламентирующем действие нормативных актов. Согласно положению п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Кроме того, указывает, что решением мирового судьи судебного участка №32 от 19 июня 2009 г., имеющим преюдициальное значение для данного иска, установлено, что данный автомобиль является легковым и относится к категории «В».
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что спорный автомобиль относится к категории "грузовые автомобили", следовательно, при исчислении транспортного налога налоговая инспекция обоснованно руководствовалась налоговой ставкой, определенной Законом Костромской области для данной категории автомобилей в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Данный вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Костромской области от 28.11.2002 года № 80-ЗКО на территории Костромской области введен транспортный налог.
Согласно статье 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со статьей 361 НК РФ и Законом Костромской области налоговые ставки установлены в зависимости от категории - "грузовые автомобили" или "легковые автомобили".
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Пунктом 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие "одобрения типа транспортного средства" (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.
Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "грузовые автомобили" или "легковые автомобили". При этом глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, статья 358 НК РФ) при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.
Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом от 23.06.2005 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192 и Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 (далее - Положение), установлено:
- в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в "одобрении типа транспортного средства" либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств;
- в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;
- в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).
Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест в которых помимо места водителя не превышает восьми.
В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении, в частности:
- M1 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя);
- N1 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны;
- N2 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн;
- M2 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Из анализа данных положений следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.
Следовательно, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что транспортное средство может быть отнесено как к категории "механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо места водителя)", так и к категории "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны", то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля).
В паспорте транспортного средства Ssang Yong Actyon Sports в строке 4 указана категория транспортного средства "B", что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическим транспортным средствам для перевозки пассажиров, имеющим не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и к механическим транспортным средствам для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковым, так и к грузовым транспортным средствам. Одновременно в строке 3 названного паспорта указан тип транспортного средства - грузовой прочий.
Таким образом, суд обоснованно при определении типа спорного транспортного средства и ставки транспортного налога за 2009 год, подлежащего применению при налогообложении этого автомобиля, руководствовался сведениями, указанными в паспорте транспортного средства, из которых следует, что спорный автомобиль не является легковым, поскольку из паспорта транспортного средства усматривается, что автомобиль относится к грузовым.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе заявителю в удовлетворении требований и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Судом при рассмотрении данного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований к отмене решения суда не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что решением мирового судьи судебного участка №32 от 19 июня 2009 г., имеющим преюдициальное значение для данного иска, установлено, что данный автомобиль является легковым и относится к категории «В», не могут повлиять на сделанные судом выводы, поскольку, как правильно указал суд, данное решение не имеет преюдициального значения при разрешении настоящего дела.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Падагова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: