кассационное определение №33-886 от 14 июля 2010 г.



Судья Карелин С.А.

Дело № 33-886

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июля 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Никулинской Н.Ф.,

судей Веремьевой И.Ю., Шестанова Ю.И.

с участием прокурора Серобаба И.А.

при секретаре Федоровой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Костромского района на решение Ленинского районного суда г.Костромы от 20 апреля 2010 г., которым отказано в удовлетворении иска прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района, МУЗ «Костромская центральная районная больница» о признании незаконным их бездействия в вопросах создания отделения скорой медицинской помощи, обязании администрации Костромского муниципального района предусмотреть в бюджете района на 2011 год средства на указанные цели, обязании администрации Костромского муниципального района и МУЗ «Костромская центральная районная больница» в срок до 31.12.20011 г. принять организационно-хозяйственные меры по созданию отделения скорой помощи при МУЗ «Костромская Центральная районная больница» и создать отделение скорой помощи при МУЗ «Костромская Центральная районная больница».

Заслушав доклад судьи Никулинской Н.Ф., выслушав представителя администрации Костромского муниципального района Чиронову Ж.А., прокурора Серобаба И.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Костромского района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Костромской муниципальный район, МУЗ «Костромская центральная районная больница» (МУЗ «Костромская ЦРБ») о признании незаконным бездействия в вопросах создания отделения скорой медицинской помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ», обязании предусмотреть в бюджете района средства на указанные цели и принять организационнохозяйственные меры по созданию отделения скорой помощи, признании незаконным бездействия, выразившееся в простое диагностического оборудования, обязании обеспечить взаимозаменяемость медицинского персонала.

В ходе судебного разбирательства прокурор требования дополнил, просил признать незаконной деятельность МУЗ «Костромская ЦРБ» по безлицензионному использованию диагностического оборудования: трехканального электрокардиографа Cardiovit АТ-1, шестиканального электрокардиографа Cardiovit АТ-2 в Никольской и Караваевской амбулаториях, обязать передать указанное оборудование для осуществления деятельности по функциональной диагностике в помещение МУЗ «Костромская ЦРБ».

Определением суда от 20 апреля 2010 г. заявление в части требований о признании незаконной деятельности МУЗ «Костромская ЦРБ» по безлицензионному использованию диагностического оборудования в Никольской и Караваевской амбулаториях; обязании передать указанное оборудование для осуществления деятельности по функциональной диагностике в помещение МУЗ «Костромская ЦРБ»; признании незаконным бездействия МУЗ «Костромская ЦРБ», выразившегося в простое диагностического оборудования; обязании обеспечить взаимозаменяемость медицинского персонала для бесперебойной работы оборудования выделено для рассмотрения в отдельное производство.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования в остальной части уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации Костромского муниципального района, МУЗ «Костромская ЦРБ» в вопросах создания отделения скорой медицинской помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ», обязать администрацию Костромского муниципального района предусмотреть в бюджете района на 2011 год средства на указанные цeли; обязать администрацию Костромского муниципального района и МУЗ «Костромская ЦРБ» в срок до 31.12.2011 г. принять организационно-хозяйственные меры по созданию отделения скорой помощи и создать отделение скорой помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ».

Требования прокурора мотивированы тем, что в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» для организации скорой медицинской помощи на территории Костромского муниципального района выделено 4 автомобиля скорой медицинской помощи, автомобили направлены в Караваевскую, Шунгенскую, Никольскую, Зарубинскую амбулатории и в настоящее время используются для транспортировки больных в медицинские стационары. На основании п.8 Постановления Правительства РФ от 18.06.2007 г. № 380 письмом от 09.06.2007 г. департаментом здравоохранения Костромской области согласовано использование автомобилей при врачебных амбулаториях при условии разработки и утверждения плана создания отделения скорой медицинской помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ». План мероприятий по созданию отделения был разработан и утвержден главным врачом МУЗ «Костромская ЦРБ» в июле 2007 года. Однако меры по созданию отделения администрацией и МУЗ не приняты до настоящего времени, поэтому использование санитарного транспорта является нецелевым. В нарушение п.12 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, п.п.2, 4, 19, 20 приказа Минсоцздравразвития РФ от 01.11.2004 г. № 179 отделение скорой медицинской помощи в ЦРБ не создано, оказание скорой медицинской помощи жителям района надлежащим образом не организовано. Выезды в населенные пункты района осуществляются машинами станции скорой помощи г.Костромы, которая не всегда может обеспечить своевременное оказание скорой медицинской помощи из-за удаленности отдельных населенных пунктов от города, выезды в населенные пункты, расположенные на значительном расстоянии от г.Костромы, станция скорой помощи г.Костромы не осуществляет. Использование транспортных средств амбулаторий не решает проблем ввиду отсутствия квалифицированного медицинского персонала. Договор об оказании возмездных услуг между администрацией района и МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г.Костромы предусматривает возможность его расторжения в одностороннем порядке в случае нарушений условий оплаты, а эти условия администрацией района не соблюдаются. Такая организация скорой медицинской помощи нарушает права жителей района.

По делу постановлено вышеуказанное решение.

В кассационном представлении прокурор Костромского района просит решение суда отменить. Указывает, что договор о возмездном оказании услуг, заключенный 23.04.2008 г. между администрацией Костромского муниципального района и МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Костромы, предусматривает возможность его расторжения в одностороннем порядке (п.4.3 договора) в случае невыполнения заказчиком, то есть администрацией района, условий, установленных договором. Администрацией района условие договора о сроках оплаты оказанных услуг не соблюдается, в настоящее время задолженность составляет более 4 млн.руб., что может явиться причиной расторжения договора в одностороннем порядке. Также считает, что указанные договорные отношения явно не рассчитаны на неопределенный срок, поскольку обслуживание населения Костромского района силами МУЗ г. Костромы «Станция скорой медицинской помощи» производится до момента организации администрацией Костромского муниципального района отделения скорой медицинской помощи при ЦРБ. Полагает, что существующая организация скорой медицинской помощи в Костромском муниципальном районе не является надлежащей, поскольку не является постоянной, носит временный характер, в связи с чем в целях предотвращения нарушений прав граждан администрация района должна воспользоваться правом, предоставленным ей ст. 8 Основ законодательства об охране здоровья граждан, п. 19 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 г. № 179, и принять меры по созданию отделения скорой медицинской помощи на территории района.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и оценил представленные участниками процесса доказательства, правильно применил нормы материального права, не допустил существенных нарушений норм процессуального права и постановил законное и обоснованное решение.

Суд правильно руководствовался п.12 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которой организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) относится к вопросам местного значения муниципального района.

Вместе с тем, проанализировав нормы действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что организация оказания скорой медицинской помощи может быть осуществлено органом местного самоуправления как путем создания отделения скорой медицинской помощи, так и иными способами. Судом установлено, что администрацией Костромского муниципального района организовано оказание населению скорой медицинской помощи путем заключения договора на оказание таких услуг силами МУЗ города Костромы «Станция скорой медицинской помощи» от 23 апреля 2008 года, что не противоречит требованиям ст.ст. 8, 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно информации, предоставленной суду главным врачом МУЗ г.Костромы «Станция скорой медицинской помощи», в 2009 года было обслужено 7235 вызовов из Костромского района, претензий к качеству оказываемых услуг от жителей района не поступало; услуги Костромскому району МУЗ г.Костромы ССМП, с учетом количества проживаемого на территории района населения (44512 человек), оказывается силами двух фельдшерских бригад, в случае необходимости привлекаются профильные бригады (педиатрическая, психиатрическая, кардиологическая) (т.2л.д. 11-12).

Доказательств того, что избранный администрацией Костромского муниципального района способ осуществления полномочия по организации скорой медицинской помощи населению района является неэффективным и нарушает права граждан, и такая помощь может быть оказана только созданным муниципальным образованием собственным отделением скорой медицинской помощи, прокурором не представлено. Также прокурором не опровергнут мотивированный в решении вывод суда о том, что создание отделения скорой медицинской помощи является правом, а не обязанностью ответчика.

Довод прокурора о временном характере оказываемой населению помощи и возможности расторжения договора ввиду неуплаты обусловленной договором платы Администрацией Костромского муниципального района основан на предположениях и ничем не подтвержден. Как поясняли в суде представители ответчиков, оказание скорой медицинской помощи населению Костромского района силами Станции скорой медицинской помощи г.Костромы производит на протяжении длительного времени, с момента строительства станции в г.Костроме. Наличие задолженности по договору оказания услуг свидетельствует о наличии между сторонами договора экономического спора, который подлежит разрешению в установленном законом порядке. Само по себе наличие задолженности по оказанным населению услугам со стороны администрации района не свидетельствует о ненадлежащем оказании жителям указанного вида медицинской помощи, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что оно повлекло приостановление или прекращение оказания такой помощи. Как пояснила в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации Костромского муниципального района, в настоящее время задолженность погашена в полном объеме.

Всем доводам прокурора, в том числе содержащимся в кассационном представлении, судом дана полная, мотивированная, правильная оценка. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам кассационного представления не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 20 апреля 2010 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Костромского района - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200