Судья Н.В.Пелевина Дело Номер обезличен
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«09» августа 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.А.Кулаковой,
судей В.А.Шабановой, С.В.Андреева,
при секретаре С.А.Ухановой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Софронова Николая Сергеевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 июня 2010 года по гражданскому делу по иску Н.С.Софронова к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периода трудовой деятельности в страховой и общий трудовой стаж и перерасчете пенсии, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, объяснения Н.С.Софронова, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Н.Э.Лаврову, считавшую, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Н.С.Софронов с 16.12.1998г. по 12.01.2009г. являлся главой крестьянского фермерского хозяйства. На основании решения УПФ по Костромскому району № 514 от 06.09.2004 г. он с 13.08.2004 г. является получателем пенсии по инвалидности. При назначении пенсии в страховой стаж включены периоды его трудовой деятельности с 01.09.73 г. по 06.12.1997 г. и с 01.06.2001 г. по 13.08.2004 г., всего 23 года 5 дней.
19.01.2010 г. Н.С.Софронов обратился в УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району с заявлением о включении в страховой и общий трудовой стаж периода его деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) с 16.12.1998 г. по 13.12.2001 г. и перерасчете пенсии с учетом этого стажа. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19.02.2010г., в удовлетворении заявления отказано, т.к. в указанный период не производилась уплата страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
Н.С.Софронов, не согласившись с данным решением, обратился в суд с иском, просил обязать ответчика включить период его деятельности в качестве главы КФХ с 16.12.1998 г. по 31.12.2001 г. в страховой и общий трудовой стаж для перерасчета пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что страховые взносы в ПФ РФ не уплачивал, поскольку в силу закона был освобожден от уплаты подоходного налога в течение пяти лет с начала осуществления предпринимательской деятельности и счетов на уплату страховых взносов от ПФ РФ не получал. В последующем имел переплату страховых взносов.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил обязать ответчика включить период его деятельности в качестве главы КФХ с 16.12.1998 г. по 31.05.2001 г. в страховой и общий трудовой стаж и сделать перерасчет назначенной ему пенсии с учетом этого стажа с 01.02.2010 г.
По делу принято указанное выше решение.
В кассационной жалобе Н.С.Софронов ставит вопрос об отмене решения и удовлетворении его исковых требований. Указывает, что на протяжении 1998-2001 г.г. он не имел недоимок по налогам, регулярно сдавал налоговые декларации и отчеты в УФНС. Задолженность перед пенсионным фондом появилась у него лишь в 2010 году после его обращения с заявлением в ПФ 10.01.2010 г. Ранее при сверке на 01.12.2008 г. у него была выявлена переплата взносов в пенсионный фонд, которая затем ему была возвращена через налоговую инспекцию на счет в банке. Полагает, что за один и тот же период не могла возникнуть одновременно переплата и недоимка по налогу. Считает, что необходимо провести сверку за весь период его фермерской деятельности с 16.12.1998 г. по 12.01.2009 г., что бы выявить фактическое состояние по производимым им взносам.
Проверив материалы дела, исследовав пенсионное дело Н.С.Софронова, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд исходил из того, что Софроновым Н.С. в спорные периоды страховые взносы либо приравненные к ним платежи в пенсионный фонд не уплачивались, а право глав КФХ на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой соответствующих взносов и в общий трудовой стаж им засчитываются только те периоды, за которые взносы уплачены.
Согласно ст.25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях; страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства (пункт 1). Время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (пункт 6).
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №2122-1 был утвержден Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Данным Порядком было предусмотрено внесение в ПФР страховых взносов гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермерами.
Утратившим силу с 1 января 2002 года Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89).
В силу п.4 ст.13 Федерального закона РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. №555, при подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 15 названных Правил периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
На основании п. 5 Правил к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:
взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.
Доводы кассационной жалобы Н.С.Софронова о том, что на протяжении 1998-2001 г.г. он не имел недоимок по налогам, регулярно сдавал налоговые декларации и отчеты в УФНС. Задолженность перед пенсионным фондом появилась у него лишь в 2010 году после его обращения с заявлением в ПФ 10.01.2010 г. нельзя признать обоснованными.
Материалами дела установлено, что с 16.12.1998 г. по 31.12.2001 г. Н.С.Софронов являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из искового заявления Н.С.Софронова л.д.21) следует, что за спорные периоды взносы в пенсионный фонд им не уплачивались, от уплаты налогов он был освобожден. В судебном заседании суда первой инстанции Н.С.Софронов также пояснял, что взносы в ПФ РФ не уплачивал, так как в силу закона был освобожден от уплаты подоходного налог в течение пяти лет с начала деятельности.
Представителем МИ ФНС №7 в судебном заседании суда первой инстанции подтверждено, что сведения об уплате налогов, других обязательных платежей Н.С.Софроновым отсутствуют.
То обстоятельство, что при сверке на 01.12.2008 г. у него была выявлена переплата взносов в пенсионный фонд, которая затем ему была возвращена через налоговую инспекцию на счет в банке, не свидетельствует об уплате обязательных платежей в спорный период.
Как следует из уведомления л.д.12) переплата в размере 616 руб. выявлена за 2007 год.
Указанная сумма возвращена по заявлению Н.С.Софронова от 01.12.2008 г.
Довод о необходимости проведения сверки за весь период фермерской деятельности с 16.12.1998 г. по 12.01.2009 г., что бы выявить фактическое состояние по производимым им взносам не может служить основанием для отмены решения.
Указанных ходатайств суду первой инстанции Н.С.Софронов не заявлял, признавая, что взносы за спорный период не уплачивал.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 950-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лахденпохского районного суда Республики Карелия о проверке конституционности положений пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указано, что гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Софронова Николая Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: