Судья: Теселкина Н.В. Дело № 33-826
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«05» июля 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Шестанова Ю.И., Зиновьевой О.Н.,
с участием прокурора Серобаба И.А.,
при секретаре Леонтьевой О.А.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Ивановой А.И. и директора Правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ Вельмяйкина С.Ф. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 апреля 2010 г. по иску и.о. прокурора Мантуровского района Костромской области в интересах инвалида с детства Круглова Павла Александровича к департаменту социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Костромской области, департаменту финансов по Костромской области о признании исключения из очереди незаконным, признании за Кругловым П.А. права состоять на учете для обеспечения транспортными средствами, возложении обязанности произвести выплату единовременной денежной компенсации и осуществить финансовое обеспечение расходов.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., объяснения представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Евдокимовой С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя департамента финансов по Костромской области Романова В.И, полагавшего решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска, законного представителя Круглова Павла Александровича Кругловой Алевтины Алексеевны, полагавшей кассационные жалобы необоснованными, прокурора Серобаба И.А., полагавшего кассационные жалобы необоснованными, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
И.о. Мантуровского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах инвалида с детства Круглова Павла Александровича к департаменту социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области о признании незаконными действий по исключению из очереди на получение спецавтотранспорта. В обоснование требований указано, что Круглов П.А., Дата обезличена г.р., является инвалидом с детства 1 группы. Самостоятельно передвигаться не может. В соответствии с заключением Бюро МСЭ в связи с имеющимися у Круглова П.А. медицинскими показаниями родственникам, осуществляющим уход за инвалидом, разрешена продажа автомашины «Запорожец» с ручным управлением за наличный расчет. Однако до 2009 года никакой автомашины не предоставлено. В 2009 г. из СМИ опекун Круглова П.А. Круглова А.А. узнала, что не получившим автотранспортные средства инвалидам возмещают денежную компенсацию. На обращение за выплатой в территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Мантурово и Мантуровскому муниципальному району опекун получила отказ, мотивированный тем, что Круглов П.А. по состоянию на 01.01.2005 г. на учете для обеспечения транспортными средствами не состоял, поэтому обеспечить его единовременной компенсацией взамен предоставления транспортного средства не представляется возможным. Прокурор считает данный отказ незаконным, так как Круглов П.А. проходил освидетельствование с целью определения медицинских показаний к обеспечению спецавтотранспортом в соответствии с инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР № 1-61-И от 29.05.1987 г. «О продаже родственникам, осуществляющим уход за инвалидом с детства и детьми инвалидами, автомобилей «Запорожец» с ручным управлением» в Костромской областной ВТЭК в 1992 году как «ребенок-инвалид», в Главном бюро МСЭ в 1999 году как «инвалид с детства» 1 группы. С 2004 года Круглову П.А. инвалидность установлена бессрочно.
В ходе рассмотрения дела и.о. Мантуровского межрайонного прокурора исковые требования уточнил, указав ответчиками департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Управление Федерального казначейства по Костромской области, департаменту финансов по Костромской области, просил признать действия по исключению Круглова П.А. из очереди на получение специального транспортного средства незаконными; признать право Круглова П.А. по состоянию на 01.01.2005 г. состоять на учете в органах социальной защиты населения Костромской области для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями; обязать департамент социальной защиты, опеки и попечительства Костромской области произвести в сроки, установленные судом, выплату единовременной денежной компенсации в размере 100 000 руб. Круглову П.А. путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя (по его желанию); возложить на Министерство здравоохранения и социального развития РФ обязанности по осуществлению финансового обеспечения расходов, связанных с выплатой Круглову П.А. единовременной денежной компенсации, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) указанных компенсационных выплат в сроки, установленные судом.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 27 апреля 2010 года исковые требования и.о. прокурора Мантуровского района Костромской области в интересах Круглова П.А. удовлетворены.
Признаны действия департамента социальной защиты, опеки и попечительства Костромской области по исключению Круглова П.А. из очереди на получение специального транспортного средства незаконными.
Признано право Круглова П.А. по состоянию на 01.01.2005 г. состоять на учете в органах социальной защиты населения Костромской области для обеспечения транспортными средствами.
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обязан произвести выплату единовременной денежной компенсации в размере 100 000 руб. Круглову П.А..
Министерство здравоохранения и социального развития РФ обязано обеспечить выплату департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области за счет средств федерального бюджета единовременной денежной компенсации в размере 100 000рублей Круглову П.А.
В кассационной жалобе директор департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Иванова А.И. указывает, что не согласна с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, просит отменить и направить дело на новое рассмотрение. Реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида. Круглов П.А. был снят с очереди на обеспечение автотранспортном, так как не предоставил справки МСЭ о продлении группы инвалидности и не подтвердил наличие медицинских показаний на обеспечение автомобилем, как инвалид с детства. Кроме того, Круглов П.А. был признан инвалидом с детства с установлением медицинских показаний на продажу родственникам, осуществляющим за ним уход, автомашины «Запорожец» и был поставлен на учет в органах социальной защиты населения для продажи транспортного средства, что по свой сути не является льготным обеспечением автомобилем. Со ссылкой на ст. 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ранее действующей редакции), Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах», письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 29 мая 1987 г. № 1061-И «О продаже родственникам, осуществляющим уход за инвалидами с детства и детьми инвалидами, автомобилей «Запорожец» с ручным управлением», считает, что правовые основания для включения Круглова П.А. в списки инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортным средством, и выплату единовременной денежной компенсации в размере 100 000 рублей за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 06 мая 2008 г. № 685 и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 670 отсутствуют. Также указывает, что информирование инвалидов об исключении из списка очередности на органы социальной защиты населения не возлагалось. Считает, что судом необоснованно и неправомерно отказано в удовлетворении заявления департамента соцзащиты о применении ст. 196 ГК РФ о применении общего срока исковой давности к заявленным исковым требованиям.
В кассационной жалобе директор Правового департамента Минздравсоцразвития РФ Вельмяйкин С.Ф. считает решение суда в части возложения обязанности на Минздравсоцразвития РФ обеспечить выплату за счет средств федерального бюджета единовременной денежной компенсации в сумме 100 000 руб. Круглову П.А. незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и просит решение в обжалуемой части отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора Мантуровского района Костромской области в интересах Круглова П.А., предъявленных к Минздравсоцразвития России, отказать. Со ссылкой на ст. ст. 1064, 1069 ГК РФ считает, что
решением суда была установлена незаконность действий департамента соцзащиты по исключению Круглова П.А. из очереди на получение единовременной денежной компенсации, возмещение вреда, причиненного Круглову П.А. должно осуществляться за счет бюджета Костромской области. Кроме того, указывает, что в настоящее время реализация Указа Президента России от 06 мая 2008 г. № 685 и Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 670 завершена и Минздравсоцразвитие России не может являться надлежащим ответчиком по искам граждан о предоставлении за счет средств федерального бюджета транспортных средств или единовременной денежной компенсации, поскольку не является главным распорядителем средств федерального бюджета по данным правоотношениям. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов РФ» Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями выступать от имени казны России.
В возражениях относительно кассационных жалоб опекун Круглова П.А Круглова А.А. считает решение суда законным и обоснованным.
В возражениях Мантуровский межрайонный прокурор считает решение суда законным и обоснованным, а доводы кассационных жалоб не состоятельными, просит решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что Круглов П.А. является инвалидом с детства первой группы. С 09.11.2004 года инвалидность установлена бессрочно. Данные обстоятельства подтверждаются справкой МСЭ №1410584 от 09.11.2004 г.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 мая 1983 г. №254 «О порядке обеспечения транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства» было предусмотрено обеспечение инвалидов при наличии у них медицинских показаний мотоколяской за плату со скидкой в размере до 80% к ее стоимости. Во исполнение данного Постановления было принято Постановление Совета Министров РСФСР от 02.09.1983 года №421 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения мотоколясками инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства и Инструкции о порядке продажи инвалидам из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидам с детства легковых автомобилей по розничным ценам».
В целях улучшения социально-бытового обслуживания инвалидов с детства и детей-инвалидов в возрасте до 16 лет инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 29.05.1987 года №1-61-И органам социальной защиты было предоставлено право продавать родственникам, осуществляющим уход за этими инвалидами, автомобили «Запорожец» с ручным управлением за наличный расчет. Продажа автомобилей в этом случае должна производиться на основании заключения ВТЭК о наличии у инвалида медицинских показаний на приобретение такого транспорта по указанному заболеванию.
Как видно из материалов дела, на основании заявления законного представителя ребенка-инвалида Круглова А.К. от 07.12.1992 года и справки областной ВТЭК №471 по результатам освидетельствования 30.09.1992 года Круглов П.А., 1982 г.р., по имеющимся медицинским показаниям с 14 января 1993 г. принят на учет в органах социальной защиты населения для обеспечения автомобилем «Запорожец» (ЗАЗ-968-МД) с ручным управлением за наличный расчет.
Согласно Постановления Правительства РФ от 22.02.1993 года №156 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами» внесены изменения в Постановление Совета Министров РСФСР от 02.09.1983 года №421 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения мотоколясками инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства и Инструкции о порядке продажи инвалидам из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидам с детства легковых автомобилей по розничным ценам».
Приложением №2 к данному Постановлению утверждена Инструкция о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей, в п. 2 которой предусмотрено, что заявления о покупке легковых автомобилей с ручным управлением подаются инвалидами в министерства социальной защиты населения в составе Российской Федерации, органы социальной защиты населения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту постоянного жительства. Легковые автомобили с ручным управлением продаются инвалидам при наличии у них установленных медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению автомобилями, определяемых врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК). В п. 3 Инструкции указано, что инвалидам, у которых отсутствуют медицинские показания на обеспечение автомобилем с ручным управлением, но имеются поражения или заболевания конечностей, препятствующие вождению автомобилей с обычным управлением, могут быть проданы автомобили с ручным управлением за полную стоимость при отсутствии противопоказаний к их вождению.
Данное Постановление утратило силу в связи с Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 г. №15.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, в т.ч. и дети-инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.
Постановлением главы администрации Костромской области от 07.04.1999 года №158 было утверждено Временное положение «О порядке учета инвалидов, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение автотранспортными средствами в Костромской области».
В соответствии с пунктами 2, 5, 6, 7 названного выше Положения инвалиды, имеющие право на бесплатное и льготное обеспечение автотранспортными средствами, подают документы в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение по месту жительства, в том числе заявление инвалида, копию удостоверения инвалида о праве на льготы. В департаменте социальной защиты населения ведется учет инвалидов, имеющих право на обеспечение автотранспортными средствами. Единые списки на обеспечение автотранспортными средствами ведутся для инвалидов, имеющих право на бесплатное обеспечение автомобилями; для инвалидов, имеющих право на приобретение автомобилей на льготных условиях (с зачетом 60% стоимости автомобиля «Ока»); для инвалидов, имеющих право на бесплатное обеспечение мотоколяской. Ежегодно не позднее 1 марта списки инвалидов, имеющих право бесплатного и льготного обеспечения автотранспортными средствами, подлежат пересмотру с учетом происшедших в течение года изменений и направляются в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение по месту жительства, с целью информирования инвалидов. Списки инвалидов, имеющих право бесплатного и льготного обеспечения автотранспортными средствами наглядно оформляются в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение по месту жительства.
Согласно выписке №161 от 04.08.1999 года из акта освидетельствования по ВТЭК по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением Главного бюро МСЭ Круглов П.А. (ребенок-инвалид) имеет медицинские показания на продажу родственникам, осуществляющим уход за инвалидом, автомашины «Запорожец» с ручным управлением за наличный расчет.
Однако, как установлено судом и не оспаривалось представителем Круглова А.П. Кругловой А.А., с заявлением о предоставлении автотранспорта родственники, осуществляющие уход за инвалидом, в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в 1999 году и в последующие годы не обращались, документы, подтверждающие право Круглова А.П. на льготное обеспечение не предоставляли. Срок ранее представленной для постановки на учет справки ВТЭК (7 лет) истек 30.09.1999 года. После достижения Кругловым А.П. совершеннолетия медицинское освидетельствование по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами он, как инвалид с детства, не проходил.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для признания незаконными действий департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по снятию Круглова П.А. с учета на получение специального транспортного средства, поскольку данное право инвалида в установленном законом порядке не было подтверждено.
При разрешении спора судом не было учтено, что органы социальной защиты населения обязаны были принимать и рассматривать обращения инвалидов, связанные с реализацией права на получение автомобиля, давать ответы, совершать действия по постановке на учет по результатам рассмотрения обращений. Между тем, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида, как правообладателя. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до 1 января 2005 года (момента прекращения постановки инвалидов на учет), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что после 1999 года Круглов П.А. состоял в льготных списках инвалидов на обеспечение автотранспортными средствами, предусмотренных приведенным выше нормативно-правовыми актами, не представлено. С 14.01.1993 г. Круглов П.А. был поставлен на учет в органах социальной защиты населения для продажи транспортного средства с ручным управлением за наличный расчет, что по своей сути с учетом изменений законодательства, регулирующего вопросы обеспечения автотранспортом инвалидов (Инструкция о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей в редакции от 22.02.1993 г.), не является льготным обеспечением автомобилем, т.к. инвалид не имел возможности по медицинским показаниям управлять транспортным средством самостоятельно.
Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 30 ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признана утратившей силу.
Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".
Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления единовременной денежной компенсации является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Круглов П.А. не состоял на учете по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 года, право на получение единовременной денежной компенсации у него не возникло.
Таким образом, выводы суда о праве Круглова П.А. на получение единовременной денежной компенсации в сумме 100 000 руб. основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права.
С учетом изложенного, решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 апреля 2010 года не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 апреля 2010 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в иске и.о. прокурора Мантуровского района Костромской области в интересах инвалида с детства Круглова Павла Александровича к департаменту социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Костромской области, департаменту финансов по Костромской области о признании исключения из очереди незаконным, признании за Кругловым П.А. права состоять на учете для обеспечения транспортными средствами, возложении обязанности произвести выплату единовременной денежной компенсации и осуществить финансовое обеспечение расходов отказать.
Председательствующий
Судьи