Судья М.В.Дедюева Дело № 33-1101
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«30» августа 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А.Гусевой,
судей В.А.Шабановой, С.В.Андреева,
с участием прокурора И.А.Серобаба,
при секретаре Ю.П.Королевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации г. Костромы М.В.Сорокина на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21.07.2010г., которым удовлетворены требования прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения города Костромы «Станция скорой медицинской помощи» и администрации г. Костромы о возложении обязанности произвести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, объяснения представителя администрации г. Костромы М.В.Сорокина, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя МУЗ г.Костромы «Станция скорой медицинской помощи» Н.В.Викторенко, считавшего решение суда не подлежащим отмене, прокурора И.А.Серобаба, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Костромы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Костромы и муниципальному учреждению здравоохранения города Костромы «Станция скорой медицинской помощи» об обязании в срок до 01.01.2011г. провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
1.Оборудовать необходимые медицинские кабинеты: процедурную, кладовую стерильных материалов и белья, лабораторию срочных анализов, перевязочную, помещение для приема амбулаторных больных, помещение временного пребывания больного.
Оборудовать необходимые вспомогательные помещения (помещение для сушки одежды и обуви персонала выездных бригад, кладовую стерильных материалов и белья, кладовую кислот и дезинфицирующих средств).
Оборудовать санитарно- бытовые помещения для персонала: гардеробные для домашней и рабочей одежды, отдельная специально оборудованная комната для приема пищи медперсонала. Оборудовать преддушевые у душевых, рядом с комнатой отдыха водителей, для вытирания тела и переодевания.
2.Обеспечить необходимой мебелью по количеству списочного состава персонала: индивидуальными двустворчатыми закрывающимися вентилируемыми шкафами для обеспечения раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов. Установить душевые кабины для персонала из расчета 1 душевая кабина на 10 человек. В помещении чистой и грязной бельевой установить раковины для мытья рук.
3.Внутренную отделку помещений для мытья и дезинфекции медицинских сумок привести в соответствие санитарным требованиям, позволяющую проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств (в помещении для мытья и дезинфекции медицинских сумок стены обработать материалами, устойчивыми к воздействию моющихся средств, устранить повреждения на поверхности поверхность полотна двери).
4.Провести косметический ремонт помещений бельевой (стены, линолеумное покрытие пола, порог, двери), комнаты для приема пищи водителей, гардеробной (устранить повреждения и дефекты поверхностей стен, дверей и пола).
5.Провести чистку и ремонт смотровых канав в помещении зоны ремонта санитарных машин (очистить от грязи, восстановить кафельное покрытие).
6.Привести наружную и внутреннюю поверхности медицинской мебели (в кабинете старшего врача смены, в гардеробной - стеллаж, где хранятся медицинские сумки и биксы) в состояние, позволяющее выполнять влажную обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
7.В предстерилизационной, в бельевых, в помещениях для обработки медицинских сумок, в комнатах и кабинетах персонала установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
8.Оборудовать дезинфекционную, бельевые для грязного и чистого белья приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением.
9.Првести необходимые мероприятия по обеспечению гигиенических нормативов по искусственной освещенности на рабочий местах в административно-хозяйственных помещениях, где работа связана с компьютером (в бухгалтерии и кабинете экономиста).
10.Установить для медицинского персонала учреждения индивидуальные шкафчики для хранения сменной спецодежды.
11.У входных дверей процедурного кабинета, предстерилизационной, стерилизационной и бельевой вынести вне помещений включатели бактерицидных установок, установить предупреждающие табло о работе излучателя.
12.Разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения: сварочный пост, столярная мастерская, вулканизационнный участок, зона ремонта и стоянок транспортных средств.
Определить посты наблюдения (точки отбора) и перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру города Костромы поступил акт проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МУЗ города Костромы "Станция скорой медицинской помощи» Роспотребнадзора по Костромской области от 17.05.2010г.. В ходе рассмотрения акта в деятельности МУЗ установлены нарушения федерального законодательства, которые требуют устранения, невыполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права пациентов и работников учреждения на охрану здоровья от негативных факторов окружающей среды.
В последующем прокурор требования уточнил и просил обязать Администрацию города Костромы и МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в срок до 01.03.2011г. провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
1.Оборудовать необходимые медицинские кабинеты: процедурную, кладовую стерильных материалов и белья, лабораторию срочных анализов, перевязочную, помещение временного пребывания больного.
Оборудовать необходимые вспомогательные помещения (помещения для сушки одежды и обуви персонала выездных бригад, кладовую стерильных материалов и белья, кладовую кислот и дезинфицирующих средств).
Оборудовать санитарно-бытовые помещения для персонала: гардеробные для домашней и рабочей одежды, отдельная специально оборудованная комната для приема пищи медперсонала.
2.Обеспечить необходимой мебелью по количеству списочного состава персонала: индивидуальными двустворчатыми закрывающимися вентилируемыми шкафами для обеспечения раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов. Установить душевые кабины для персонала из расчета 1 душевая кабина на 10 человек. В помещении чистой и грязной бельевой установить раковины для мытья рук.
3.Внутренную отделку помещений для мытья и дезинфекции медицинских сумок привести в соответствие санитарным требованиям, позволяющую проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств (в помещении для мытья и дезинфекции медицинских сумок стены обработать материалами, устойчивыми к воздействию моющих средств, устранить повреждения на поверхности поверхность полотна двери).
4.Првести косметический ремонт помещений бельевой (стены, линолеумное покрытие пола, порог, двери), комнаты для приема пищи водителей, гардеробной (устранить повреждения и дефекты поверхностей стен, дверей и пола).
5.Првести чистку и ремонт смотровых канав в помещении зоны ремонта санитарных машин (очистить от грязи, восстановить кафельное покрытие).
6.Привести наружную и внутреннюю поверхности медицинской мебели (в кабинете старшего врача смены, в гардеробной - стеллаж, где хранятся медицинские сумки и биксы) в состояние, позволяющее выполнять влажную обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
7.В предстерилизационной, в бельевых, в помещениях для обработки медицинских сумок, в комнатах и кабинетах персонала установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
8.Првести необходимые мероприятия по обеспечению гигиенических нормативов по искусственной освещенности на рабочих местах в административно-хозяйственных помещениях, где работа связана с компьютером (в бухгалтерии и кабинете экономиста).
9.Установить для медицинского персонала учреждения индивидуальные шкафчики для хранения сменной спецодежды.
10.У входных дверей процедурного кабинета, предстерилизационной, стерилизационной и бельевой вынести вне помещений включатели бактерицидных установок, установить предупреждающие табло о работе излучателя.
11.Разработать проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения: сварочный пост, столярная мастерская, вулканизационный участок, зона ремонта и стоянок транспортных средств.
Определить посты наблюдения (точки отбора) и перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 21.07.2010г. Администрация города Костромы, муниципальное учреждение здравоохранения города Костромы «Станция скорой медицинской помощи» в срок до 01.03.2011г. обязаны провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
оборудовать необходимые медицинские кабинеты: процедурную, кладовую стерильных материалов и белья, лабораторию срочных анализов, перевязочную, помещение для приема амбулаторных больных, помещение временного пребывания больного;
оборудовать необходимые вспомогательные помещения (помещение для сушки одежды и обуви персонала выездных бригад, кладовую стерильных материалов и белья, кладовую кислот и дезинфицирующих средств);
оборудовать санитарно-бытовые помещения для персонала: гардеробные5 для домашней и рабочей одежды, отдельная специально оборудованная комната для приема пищи медперсонала;
обеспечить необходимой мебелью по количеству списочного состава персонала: индивидуальными двустворчатыми закрывающимися вентилируемыми шкафами для обеспечения раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов;
установить душевые кабины для персонала из расчета 1 душевая кабина на 10 человек;
в помещении чистой и грязной бельевой установить раковины для мытья рук;
внутреннюю отделку помещений для мытья и дезинфекции медицинских сумок привести в соответствие санитарным требованиям, позволяющую проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств ( в помещении для мытья и дезинфекции медицинских сумок стены обработать материалами, устойчивыми к воздействию моющих средств, устранить повреждения на поверхности поверхность полотна двери);
провести косметический ремонт помещений бельевой (стены, линолеумное покрытие пола, порог, двери) комнаты для приема пищи водителей, гардеробной (устранить повреждения и дефекты поверхностей стен, дверей и пола);
провести чистку и ремонт смотровых канав в помещении зоны ремонта санитарных машин (очистить от грязи, восстановить кафельное покрытие);
привести наружную и внутреннюю поверхности медицинской мебели (в кабинете старшего врача смены, в гардеробной - стеллаж, где хранятся медицинские сумки и биксы) в состояние, позволяющее выполнять влажную обработку моющими и дезинфицирующими средствами;
в предстерилизационной, в бельевых, в помещениях для обработки медицинских сумок, в комнатах и кабинетах персонала установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями;
провести необходимые мероприятия по обеспечению гигиенических нормативов по искусственной освещенности на рабочих местах в административно-хозяйственных помещениях, где работа связана с компьютером (в бухгалтерии и кабинете эконамиста);
установить для медицинского персонала учреждения индивидуальные шкафчики для хранения сменной спецодежды;
у входных дверей процедурного кабинета, предстерилизационной, стерилизационной и бельевой вынести вне помещений включатели бактерицидных установок, установить предупреждающие табло о работе излучателя;
разработать проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения: сварочный пост, столярная мастерская, вулканизационный участок, зона ремонта и стоянок транспортных средств);
определить посты наблюдения (точка отбора) и перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
В кассационной жалобе представитель Администрации города Костромы М.В.Сорокин просит решение суда по делу в части возложения на Администрацию города Костромы обязанности провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального законодательства, и принять новое решение в этой части. Указывает, что в соответствии с п.14 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи. Администрацией города Костромы было учреждено МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», которое является самостоятельным юридическим лицом. Таким образом, считает, что непосредственное соблюдение требований законодательства, в том числе и санитарно-эпидемиологического законодательства, а в случае его нарушения, устранение имеющихся нарушений обязано осуществляться непосредственно МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», что соответствует и Уставу МУЗ.
Считает, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что на основании пунктов 1.2.1,1.2.2. Положения о Комитете по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы, утвержденного постановлением главы Администрации города Костромы от 27.02.2008г. № 308, данный комитет является отраслевым органом Администрации города Костромы, осуществляющим решение вопросов местного значения, исполнение отдельных государственных полномочий Костромской области, реализацию иных функций органов местного самоуправления города Костромы в сфере здравоохранения и фармации. Комитет, наделенный правами юридического лица, имеет организационно-правовую форму муниципального (бюджетного) учреждения, образуемого для осуществления управленческих функций.
Таким образом, Комитет по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы осуществляет реализацию функции органов местного самоуправления города Костромы в сфере здравоохранения и фармации.
В соответствии с пунктами 2.7.1., 2.7.2 Положения комитет является получателем средств бюджета города Костромы, предусмотренных на его содержание, а также на финансирование его деятельности по решению вопросов местного значения, исполнению отдельных государственных полномочий Костромской области, исполнению иных функций. В соответствии с решением Думы города Костромы о бюджете на очередной финансовый год комитет является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения
Считает Комитет по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы является главным распорядителем подведомственных ему получателей бюджетных средств, в том числе и МУЗ «Станция скорой медицинской помощи».
Финансирование МУЗ осуществляется на основании бюджетной сметы. Для того, чтобы в бюджетную смету была заложена оплата расходов, которые необходимо будет произвести МУЗ, последняя должна заблаговременно сообщить о них в Комитет по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы.
Кроме того, указывает, что в решении суда не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда и каким образом, нет и указания на то, что ответственность ответчиков является солидарной, считает требования ч.2 ст.207 ГПК РФ судом не выполнено, решение суда является неисполнимым.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности проведения организационно- хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства на администрацию г. Костромы и Муниципальное учреждение здравоохранения города Костромы «Станция скорой медицинской помощи».
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Согласно п.14 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация оказания на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов относится к вопросам местного значения городского округа.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в МУЗ г.Костромы «Станция скорой медицинской помощи» допущены нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства.
Наличие нарушений и необходимость их устранения лицами, участвующими в деле не оспаривалась.
С доводами кассационной жалобы о необоснованности возложения обязанности проведения организационно- хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства на администрацию г. Костромы согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с уставом МУЗ «Станция скорой помощи» учредителем Учреждения является администрация г.Костромы (п.1.2). Для осуществления своих целей Учреждение использует имущество являющееся муниципальной собственностью г. Костромы закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (п.3.1). Управление Учреждением осуществляет, в том числе, Учредитель в лице Главы самоуправления и главный врач (п.4.1). Главный врач подотчетен Учредителю (п.4.7).
Согласно Положению о Комитете по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы, утвержденному Постановлением Главы города Костромы от 27.02.2008 N 308 Комитет является отраслевым органом Администрации города Костромы (п.1.2.1). Общее руководство деятельностью Комитета осуществляют Глава города Костромы и курирующий заместитель главы Администрации (п.3.2.1).
Обязанность органа местного самоуправления по организации оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи может считаться исполненной только в том случае, когда эта деятельность осуществляется с соблюдением требований законов и соответствующих нормативно правовых актов. Само по себе учреждение юридического лица - МУЗ «Станция скорой помощи», как и наличие Комитета по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы не освобождает саму администрацию г. Костромы от выполнения установленной законом обязанности.
Из материалов дела следует, что для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства МУЗ «Станция скорой помощи» требуется дополнительное финансирование. В соответствии с Уставом источником формирования имущества Учреждения в денежной и иной формах являются регулярные и единовременные поступления от Учредителя, а учреждение обязано обеспечить использование имущества по целевому назначению, при этом учредитель вправе изъять неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество Учреждения. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества Учреждения.
Таким образом, администрация г. Костромы, обязана обеспечить финансирование работ, выполнение которых суд признал необходимым.
В этой связи довод кассационной жалобы о том, что в решении суда не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, нет указания и на то, что ответственность ответчиков является солидарной, не может служить основанием к отмене решения.
Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 июля 2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Костромы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: