Кассационное определение №33-1082 от 25 августа 2010 г.



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2010 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.

судей Шабановой В.А., Ильиной И.Н.

при секретаре Федоровой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Лондарева Виктора Викторовича на решение Костромского районного суда Костромской области от 1 июля 2010 года, которым Лондареву Виктору Викторовичу в удовлетворении иска к областному государственному учреждению «Центр социальных выплат» о признании незаконным акта государственного органа, о дополнительном увеличении присужденных денежных сумм, взыскании задолженности и компенсации ущерба от инфляции отказано.

Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лондарев В.В. обратился в суд с указанным иском к областному государственному учреждению «Центр социальных выплат», мотивируя требования тем, что в 1986 года он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС. В 1993 года в связи с этим признан инвалидом. С 23 сентября 2003 года инвалидность 2 группы установлена бессрочно. Он имеет право на компенсации и льготы, предусмотренные законом РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чкернобыльской АЭС». Указал, что органы социальной защиты производили ему выплаты несвоевременно, размеры выплат не увеличивали. Решением Костромского районного суда от 11 сентября 2007 года за ним признано право на получение ежемесячной компенсации на при обретение продовольственных товаров с 1 сентября 2007 года по 2 056 руб. 85 коп., и право на получение ежегодной компенсации за вред здоровью, в частности, за 2007 год в сумме 3 428 руб. 13 коп. Считает, что должна производиться индексация указанных выплат, однако органы социальной защиты этого не делают. Указал, что он не заявлял требований о реализации права на получение ежегодной компенсации «на оздоровление», предоставленной законно участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, также не заявлял требований о назначении выплат в порядке социальной поддержки, введенных в закон с 1 января 2001 года, поскольку это для него невыгодно. В связи с этим истец просил признать незаконным акт органа социальной защиты населения, на основании которого в 2008 году изменены его отношения с государством и уменьшен размер ежегодной компенсации, выплачиваемый в связи с повреждением здоровья; провести индексацию периодических выплат, входящих в объем возмещения вреда здоровью; взыскать задолженность по выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 сентября 2007 года по 30 апреля 2010 года в размере 20029 руб. 40 коп. и компенсацию ущерба от инфляции 3 859 руб. 74 коп.; обязать ответчика обеспечить выплату ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 мая 2010 года по 2825 руб. 12 коп., в дальнейшем увеличивать выплату в порядке, установленном законом; взыскать задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2007, 2008, 2009 и 2010 годы в сумме 16205 руб. 32 коп. и компенсацию ущерба от инфляции за период с 1 декабря 2007 года по 30 апреля 2010 года в размере 1 902 руб. 49 коп., а также обязать ответчика в дальнейшем обеспечить своевременную выплату ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом ежегодного увеличения в порядке, установленном законом.

По делу постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Лондарев В.В. просит решение Костромского районного суда Костромской области отменить и направить дело на новое рассмотрение компетентному судье. Считает решение незаконным, необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что суд неправильно истолковал и применил закон, не учел, что не допускается снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда (абз. 4 п. 2 Постановления КС РФ № 18-П от 1.12.1997 года). Считает необоснованным вывод суда о том, что получаемые им с 1993 года выплаты в возмещение вреда здоровью являются по существу социальными выплатами, поскольку он противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 11-П от 19.06.2002, о том, что возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами. Указывает, что он получает выплату не на основании п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, а на основании п. 25 ч. 1 ст. 14 данного закона, что установлено решением суда от 12.10.2007 года. Считает, что новое правовое регулирование не может отменять его действующие права, установленные ранее принятым судебным решением. При этом полагает, что ранее присужденные денежные суммы подлежат индексации, которую, по мнению кассатора, следует произвести с применением положений ст. 258 ГПК РФ основания для отказа ему в удовлетворении заявления о признании незаконным акта государственного органа. Полагает, суд не применил закон, подлежащий применению.

В возражениях на кассационную жалобу директор ОГУ «Центр социальных выплат» Христофорова Г.Н. считает, что кассационная жалоба истца удовлетворению не подлежит, так как основана на неправильном толковании закона.

Проверив материалы дела, исследовав выплатные дела в отношении Лондарева В.В., обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью были предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 года №914 утверждены ежемесячные компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащие индексации в 2008-2010 годах, Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года № 1024 утверждены ежемесячные, ежегодные, единовременные и иные выплаты, установленные законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подлежащие индексации в 2010 году.

Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом были установлены размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. В частности в 2008 году размер ежегодной компенсации за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп был установлен 794,15 руб., в 2009 году - 897 руб. 39 коп., в 2010 году - 987, 13 руб.; ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров - в 2008 году - 476,49 руб., в 2009 году- 538,43 руб.; а 2010 году - 592,27 руб.. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что именно в таком размере были произведены выплаты истцу ежегодной компенсации в 2008-2009 годах, выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров производились и производятся в настоящее время в большем размере - 2 056 руб. 85 коп. в месяц.

Таким образом, предусмотренное законом право Лондарева В.В. на индексацию этих выплат не нарушено.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что несмотря на то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежегодной компенсации за вред здоровью различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают указанного вывода.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ не была признана неконституционной.

Как правильно указал суд, установленные в решениях суда, принятых ранее по искам суммы выплат не могут быть приняты во внимание, поскольку эти суммы устанавливались на иные периоды, а не на 2008-2010 годы.

Срок для выплаты ежегодной компенсации за вред здоровью ( ч.1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») на момент рассмотрения дела ответчиком не пропущен, поэтому оснований для её взыскания вне зависимости от того в каком порядке она должна выплачиваться (заявительном или автоматически), у суда не имелось.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба Лондарева В.В. - отклонению.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Костромского районного суда Костромской области от 1 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Лондарева Виктора Викторовича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200