Судья: Иванова О.Ю. Дело № 33-1177
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«15» сентября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Кулаковой И.А.,
и судей: Зиновьевой О.Н., Болонкиной И.В.,
с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,
при секретаре Буровой Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главы администрации Сусанинского муниципального района Костромской области Журавлева С.А., кассационное представление и.о. прокурора Сусанинского района Лапшина Л.Н. на решение Буйского районного суда Костромской области от 03 августа 2010 года, которым исковое заявление прокурора Сусанинского муниципального района Костромской области поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад №2 поселка Сусанино», администрации Сусанинского муниципального района об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Сусанинского района обратился в суд с вышеуказанным иском к МДОУ «Детский сад №2 поселка Сусаннино», администрации Сусанинского муниципального района Костромской области. В обоснование своих требований указал следующее. Прокуратурой Сусанинского района в соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» была проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране здоровья граждан в деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п. Сусанино». В нарушение предусмотренных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 года № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СпнПиН 2.4.1.2349-03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений), а именно п.1.9. - учреждение с 2005 года функционирует без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам; в старшей и младшей группах мебель не подобрана по росту детей, что приводит к формированию нарушений осанки детей; 2.1.13 - на игровой площадке младшей группы отсутствуют игровые формы; имеется песочница с защитным зонтом, п. 2.3.1 - отделка стен групповых - до середины стены акриловая краска, выше - обои, отделка стен спальной средней группы - обои. Согласно требованиям санитарных норм и правил стены должны иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию, п. 2.4.15 - кровати плотно прижаты друг к другу длинными сторонами кроватей вместо минимального разрыва 0,65м, плотно прижаты друг к другу изголовьями кроватей, вместо положенного минимального разрыва 0,3, п. 2.4.14 - часть детей младшей и старшей групп спят на раскладных кроватях с нежестким ложем (на раскладушках), п. 2.2.17 - в умывальной зоне старшей группы санитарного узла отсутствует поддон с душевыми насадками для проведения закаливающих процедур, 2.2.18 - в учреждении отсутствует зал для проведения музыкальных и физкультурных занятий. Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки Управления Роспотребнадзора по Костромской области от 18.03.2010г., постановлением Буйского районного суда Костромской области от 07.04.2010г.
Пунктами 6.1., 6.6. Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п. Сусанино» предусмотрено, что МДОУ финансируется Учредителем в соответствии с договором между МДОУ и Учредителем и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прокурор просил обязать администрацию Сусанинского муниципального района, а также муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п.Сусанино» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства: 1. старшие и младшие группы укомплектовать мебелью по росту детей; 2.игровую площадку младшей группы оборудовать игровыми формами; 3. осуществить отделку стен материалами, допускающими уборку влажным способом и дезинфекцию; 4. исключить расположение детей на раскладных кроватях с нежестким ложем; 5. осуществить расстановку кроватей способом, предусматривающим соблюдение минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65м, от наружных стен - 0,6м, от отопительных приборов - 0,2м, между изголовьями двух кроватей - 0,3м; 6. умывальную зону санитарного узла старшей группы оборудовать поддонами с душевыми насадками для проведения закаливающих процедур; 7. оборудовать в учреждении зал для проведения музыкальных и физкультурных занятий; 8. провести мероприятия по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии учреждения санитарным правилам и нормам.
Определением судьи Буйского районного суда от 15 июля 2010 года в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований, привлечены Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области и отдел образования администрации Сусанинского муниципального района.
В ходе рассмотрения дела прокурором исковые требования неоднократно уточнялись и в окончательном варианте сформулированы следующим образом: обязать администрацию Сусанинского муниципального района, а также муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п. Сусанино» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно эпидемиологического законодательства: 1. старшие и младшие группы укомплектовать мебелью по росту детей; младшую группу 1 стулом и 1 столом группы мебели «0» и 6 стульями и 3 столами группы мебели «1», старшую группу 7 стульями, 4 столами группы мебели «1»;
2. игровые площадки старшей и средней группы оборудовать турниками, в каждой группе по 1 турнику;
3. осуществить отделку стен в помещении средней группы материалами, допускающими уборку влажным способом и дезинфекцию;
4. умывальную зону санитарного узла старшей группы оборудовать одним поддоном с душевой насадкой для проведения закаливающих процедур.
Решением Буйского районного суда от 03 августа 2010 года администрация Сусанинского муниципального района обязана провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: укомплектовать мебелью по росту детей - младшую группу 1 столом - высотой 340мм и 1 стулом - высотой 180мм группы мебели «00», 6 стульями - высотой 260 мм и 3 столами - высотой 460мм группы мебели «1»; старшую группу 7 стульями - высотой 260 мм, 4 столами - высотой 460 мм группы мебели «1»; на игровых площадках старшей и средней группы установить по 1 турнику; осуществить отделку стен в помещении средней группы, расположенном по адресу: п. Сусанино, ул. Октябрьская, д.14 материалами, допускающими уборку влажным способом и дезинфекцию.
В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Глава администрации Сусанинского муниципального района Костромской области Журавлев С.А. просит решение суда отменить, постановить новое решение которым в удовлетворении требований прокурору отказать. Считает, что вывод суда о том, что именно на администрацию района ложиться обязанность по выполнению организационно-хозяйственных мероприятий с целью устранения в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 2 требований санитарных правил и норм, не соответствует закону. Детский сад владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом на праве оперативного управления на основании договора от 10 декабря 2006г. Кроме того, полагает, что к понятию содержание зданий и обустройства прилегающей к ним территории, на которые ссылается суд, не может относиться укомплектование мебелью по росту детей, установление турников и прочее. Кроме того, указывает, что детский сад является самостоятельным юридическим лицом и финансируется из средств местного бюджета. Ежегодно в бюджете района по статье содержание имущества дошкольных учреждений предусматриваются денежные средства, которые по усмотрению Отдела образования выделяются тому или иному дошкольному учреждению в зависимости от необходимости. Договоры на выполнение работ или оказание услуг заключаются непосредственно каждым муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Администрация Сусанинского муниципального района не может самостоятельно заключить договоры на выполнение работ по содержанию зданий, закупить мебель, поскольку это приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Также, кассатором указывается, что к административной ответственности привлекается именно муниципальное дошкольное образование, а не администрация района.
В кассационном представлении и.о. прокурора Сусанинского района Лапшин Л.Н. не согласен с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ответчиков оборудовать умывальную зону санитарного узла старшей группы одним поддоном с душевой насадкой для проведения закаливающих процедур. Просит решение суда в данной части отменить и направить дело в этой части на новое рассмотрение в тот же суд. Считает, что выводы суда об отказе в удовлетворении этих требований необоснованны и незаконны. Так как п. 2.2.17 СанПиН предусмотрено, что умывальная зона туалетного помещения должна быть оборудована вышеуказанным душевым поддоном, следовательно, это является нарушением обязательных для исполнения санитарных правил. Применение альтернативных методов закаливания детей не освобождает от обязанности исполнения обязательных требований СанПиН о наличии душевого поддона. Указание суда на то, что изменение перепланировки, а именно увеличение туалетной комнаты, приведет к уменьшению игровой комнаты, что приведет к нарушению санитарных правил и норм, в том числе п. 2.3.33 СанПиН в соответствии с которым, изменение планировки помещений не должно ухудшать условия пребывания детей, не может являться обоснованием невозможности перепланировки, поскольку в настоящее время площадь игровой комнаты составляет 18,3 кв.м, тогда как по нормам 50 кв.м. Считает, что отказ суда в удовлетворении указанных требований необоснован, ответчиком не представлено достаточные доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения данных требований, а именно отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение о невозможности перепланировки помещения, выданного в соответствии с п.2.2.33 СанПиН.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, выслушав прокурора Хрящеву Е.Ю., поддержавшую представление, судебная коллегия находит, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 поселка Сусанино» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно эпидемиологического законодательства подлежит отмене с принятием нового решения в этой части об удовлетворении требований прокурора, в остальном - без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 поселка Сусанино» были выявлены нарушения санитарно-эпидимиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 года, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях независимо от форм собственности и их подчиненности.
В результате проведенной проверки было выявлено, что в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 поселка Сусанино» старшие и младшие группы не укомплектованы мебелью по росту детей, игровые площадки старшей и средней группы не оборудованы турниками, стены в помещении средней группы не отделаны материалами, допускающими уборку влажным способом и дезинфекцию, умывальная зона санитарного узла старшей группы не оборудована поддоном с душевой насадкой для проведения закаливающих процедур, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле в ходе судебного разбирательства.
Согласно Уставу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 поселка Сусанино» (далее МДОУ) учредителем МДОУ является администрация Сусанинского муниципального района (п.1.2 Устава). МДОУ финансируется Учредителем в соответствии с договором с договором МДОУ и Учредителем (п.6.1 Устава).
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.37 названного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям в соответствии с ч.4 ст.12 Закона РФ «Об образовании».
Возлагая обязанность на администрацию Сусанинского муниципального района по устранению нарушений санитарно-эпидимиологических правил и норм в МДОУ, суд, исследовав представленные доказательства, которым дал надлежащую оценку, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно исходил из того, что администрация муниципального района, как орган местного самоуправления, должна устранить выявленные нарушения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку не опровергают выводы суда, а свидетельствуют лишь о несогласии с ними.
Вместе с тем, судебная коллегия находит, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 поселка Сусанино» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно эпидемиологического законодательства, нельзя признать законным и обоснованным.
Как видно из материалов дела, МДОУ является юридическим лицом, имеет в собственности и в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности (п.1.3 Устава).
Согласно договору, заключенному администрацией Сусанинского муниципального района и МДОУ 10 декабря 2006 года о закреплении за муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №2 поселка Сусанино» муниципального имущества на праве оперативного управления, за МДОУ на праве оперативного управления было закреплено движимое и недвижимое имущество, в том числе два здания детского сада №2.
Согласно п.3.1. договора МДОУ обязуется эффективно использовать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в соответствии с его целевым назначением, осуществлять капитальный и текущий ремонт этого имущества.
Кроме того, из материалов дела следует, что за нарушения требований санитарно-эпидимиологических правил и норм СанПин 2.4.1.1249-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 25 марта 2003 года, в том числе и за нарушение тех требований, устранить которые просил прокурор, постановлением судьи Буйского районного суда от 7 апреля 2010 года административному наказанию подвергнуто МДОУ «Детский сад №2 поселка Сусанино».
При таких обстоятельствах МДОУ «Детский сад №2 поселка Сусанино» также обязано устранить нарушения санитарно эпидемиологического законодательства, выявленные в детском саду, поэтому решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 поселка Сусанино» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно эпидемиологического законодательства подлежит отмене.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит, что, не передавая дело на новое рассмотрение, возможно принять новое решение по делу в этой части, которым обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 поселка Сусанино» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно эпидемиологического законодательства, а именно: укомплектовать мебелью по росту детей - младшую группу 1 столом - высотой 340мм и 1 стулом - высотой 180мм группы мебели «00», 6 стульями - высотой 260 мм и 3 столами - высотой 460мм группы мебели «1»; старшую группу 7 стульями - высотой 260 мм, 4 столами - высотой 460 мм группы мебели «1»; на игровых площадках старшей и средней группы установить по 1 турнику; осуществить отделку стен в помещении средней группы, расположенном по адресу: п. Сусанино, ул. Октябрьская, д.14 материалами, допускающими уборку влажным способом и дезинфекцию. В связи с чем, судебная коллегия находит, что первый абзац резолютивной части решения следует изложить в новой редакции: «Обязать администрацию Сусанинского муниципального района и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 поселка Сусанино» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: укомплектовать мебелью по росту детей - младшую группу 1 столом - высотой 340мм и 1 стулом - высотой 180мм группы мебели «00», 6 стульями - высотой 260 мм и 3 столами - высотой 460мм группы мебели «1»; старшую группу 7 стульями - высотой 260 мм, 4 столами - высотой 460 мм группы мебели «1»; на игровых площадках старшей и средней группы установить по 1 турнику; осуществить отделку стен в помещении средней группы, расположенном по адресу: п. Сусанино, ул. Октябрьская, д.14 материалами, допускающими уборку влажным способом и дезинфекцию.».
Довод кассационного представления прокурора о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований в части возложения обязанности на ответчиков оборудовать умывальную зону санитарного узла старшей группы одним поддоном с душевой насадкой для проведения закаливающих процедур, не может быть признан состоятельным, поскольку по своему содержанию сводится к обстоятельствам, являвшимся предметом судебного исследования с последующей надлежащей правовой оценкой и соответствующими выводами.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Буйского районного суда от 03 августа 2010 года в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 поселка Сусанино» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно эпидемиологического законодательства - отменить.
Изложить первый абзац резолютивной части решения в новой редакции: «Обязать администрацию Сусанинского муниципального района и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 поселка Сусанино» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: укомплектовать мебелью по росту детей - младшую группу 1 столом - высотой 340мм и 1 стулом - высотой 180мм группы мебели «00», 6 стульями - высотой 260 мм и 3 столами - высотой 460мм группы мебели «1»; старшую группу 7 стульями - высотой 260 мм, 4 столами - высотой 460 мм группы мебели «1»; на игровых площадках старшей и средней группы установить по 1 турнику; осуществить отделку стен в помещении средней группы, расположенном по адресу: п. Сусанино, ул. Октябрьская, д.14 материалами, допускающими уборку влажным способом и дезинфекцию.».
В остальном- решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи