Кассационное определение №33-1299 от 11.10.2010г.



Судья Вернер Л.В.

№33-1299

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2010 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.А.Гусевой,

судей И.Ю.Веремьевой, С.В.Андреева,

при секретаре Ю.П.Королевой,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Власова Владимира Михайловича на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 05 августа 2010 г., которым Власову Владимиру Михайловичу в удовлетворении иска к ОГУ «Центр занятости населения по Шарьинскому району» об обязании зарегистрировать его в качестве безработного, отказано.

Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

В.М.Власов обратился в суд с иском к ОГУ «Центр занятости населения по Шарьинскому району», с учетом требований, уточненных в ходе рассмотрения дела, просил обязать ОГУ «Центр занятости населения по Шарьинскому району» обязать зарегистрировать его в качестве безработного. В обоснование иска указал, что работники указанного учреждения отказывают ему в содействии занятости и в оказании услуги по организации собственного дела.

По делу постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе В.М.Власов просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. Со ссылкой на Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. №458, считает, что суд не должен был принимать во внимание обстоятельства, связанные с его паспортом, так как просроченный паспорт не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного. О том, что паспорт просрочен, ответчик заявил только в суде, а при регистрации в Центре занятости об этом работники учреждения умолчали. Полагает, что его регистрировали как безработного, но статус безработного ему не давали по иным причинам, которые должен был установить суд. Указывает, что аудиозаписи, которые он предлагал прослушать, не были прослушаны полностью. Обращает внимание на фальсификацию документов, представленных ответчиком, что это можно установить его свидетелями и экспертизой.

В возражениях относительно кассационной жалобы директор ОГУ «Центр занятости населения по Шарьинскому району» Н.В.Цветков просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что у ответчика не возникло обязанности зарегистрировать В.М.Власова в качестве безработного, поскольку он, обратившись 6 мая 2010 г. с заявлением о регистрации в целях поиска подходящей работы представил недействительный паспорт. Не возникло такой обязанности и при обращении В.М.Власова 13 января 2010г., поскольку помимо отсутствия действительного паспорта при указанном обращении заявление- анкету о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы он не заполнял.

Этот вывод суда, основан на правильном толковании норм материального права и оснований для признания его ошибочными не имеется, доводы, изложенные в кассационной жалобе, его не опровергают.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (п.2).

Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458. В соответствии с п.2 данного Порядка регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан.

Пунктом 7 Порядка регистрации безработных граждан предусмотрено, что для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.07.2006 г. № 513 основанием для отказа гражданину, впервые обратившемуся в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения), в предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является отсутствие: заполненного заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы; документов, удостоверяющих личность гражданина и гражданство (паспорта гражданина Российской Федерации у гражданина Российской Федерации; документов, удостоверяющих личность и гражданство иностранного гражданина, у иностранного гражданина; документов, удостоверяющих личность, у лица без гражданства), или документов, их заменяющих (п.23).

Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы при последующих обращениях гражданина является, в том числе отсутствие: документов, удостоверяющих личность гражданина и гражданство (паспорта гражданина Российской Федерации у гражданина Российской Федерации (п.24).

Как следует из материалов дела, 06 мая 2010 г. истец обратился в ОГУ «Центр занятости населения по Шарьинскому району» с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и с заявлением о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ. При этом В.М.Власовым был представлен паспорт, выданный 27.01.2003 г., трудовая книжка, удостоверение автокрановщика и водительское удостоверение. До этого истец обращался к ответчику 13 января 2010 г. по вопросу поиска работы, при этом заявление- анкету не представлял.

Паспорт В.М.Власову был выдан до достижения возраста 45 лет. По достижению возраста 45 лет (07.05.2003 г.) паспорт им заменен не был.

Согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные этим Положением, является недействительным.

Вместе с тем содержание пункта 6 Положения о паспорте не позволяет сделать вывод о том, что паспорт является недействительным только в случае, предусмотренном этим пунктом.

Недействительный документ - это документ, не имеющий силы или значения вследствие неправильности, истечения срока действия и т.п.

Согласно пункту 7 Положения о паспорте срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Таким образом, паспорт, срок действия которого истек, является недействительным.

Поскольку срок действия паспорта истца истек, оснований для регистрации его в качестве безработного у ответчика не было.

Довод кассационной жалобы о том, что просроченный паспорт не является основанием для отказа в признании гражданина безработным, нельзя признать обоснованным.

То обстоятельство, что в январе 2010 года работниками ОГУ «Центр занятости населения по Шарьинскому району» истец не был предупрежден о просроченном паспорте, не опровергает правильность выводов суда.

Обязанность по замене паспорта по достижению определенного возраста возложена на гражданина.

Кроме того, при обращении в ОГУ «Центр занятости населения по Шарьинскому району» 13 января 2010 г. заявление- анкету о предоставлении государственной услуги содействия в поисках подходящей работы В.М.Власов подписывать не стал, что уже являлось основанием для отказа в предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

Утверждение в кассационной жалобе о фальсификации документов ответчиком и о возможности установления этого свидетелями и экспертизой, не может служить основанием для отмены решения суда.

Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В.М.Власов в суде первой инстанции ходатайств о вызове свидетелей, для опровержения сведений, содержащихся в документах, представленных ответчиком, не заявлял, как не заявлял ходатайств о назначении какой- либо экспертизы.

Нельзя признать обоснованным довод о том, что аудиозаписи, которые истец предлагал прослушать суду, не были прослушаны полностью.

Из материалов дела следует, что в судебном заседании 5 августа 2010г. истец просил суд прослушать запись разговора между ним и ФИО8. Данное ходатайство судом было удовлетворено. Впоследствии суд выяснял у истца, будет ли он ходатайствовать о прослушивании диктофонных записей, на это истец пояснил, что пока не будет л.д. 108, 109). В дальнейшем истец не просил суд о прослушивании каких- либо аудиозаписей.

Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 05 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Власова Владимира Михайловича без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200