кассационное определение №33-1347 от 20.10.2010г.



ФИО9 Щербова Т.Н.КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«20» октября 2010 года

г. Кострома дело № 33-1347

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего: Гусевой Н.А.,

судей: Болонкиной И.В. и Шестанова Ю.И.,

при секретаре Савельевой О.А.,

рассмотрела в судебном заседании по докладу Шестанова Ю.И. дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Костромы по доверенности Хоминой С.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 03.09.2010 года, которым исковые требования Тумгоева Сулеймана Юсуповича к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения удовлетворены.

Администрация г. Костромы обязана предоставить Тумгоеву С.Ю. с членами семьи -Тумгоевой З.Ю. и Тумгоевой Раяны по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г. Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Шестанова Ю.И., объяснения Тумгоева С.Ю., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Тумгоев С.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Костромы, в котором просит обязать ответчика предоставить ему отдельную благоустроенную квартиру или дом по установленным законодательством нормам.

Требования мотивировал тем, что он с 16.01.2009 года проходит службу в ОМ-1г. Костромы в должности участкового уполномоченного милиции, нуждается в улучшении жилищных условий, своей жилой площади не имеет. Он временно зарегистрирован и проживает у родственников в двухкомнатной квартире площадью 42,7 кв.м. по адресу: г. Кострома, пр-кт Мира, д.64, кв. 46.

На его заявление из администрации г. Костромы поступил ответ о постановке его в очередь на улучшение жилищных условий.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» он имеет право на обеспечение жильем в течение шести месяцев с момента вступления в должность, считает данный ответ и действия администрации г. Костромы отказом в исполнении требований указанного закона.

Требования в дальнейшем уточнил, просил обязать предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г. Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения с учетом членов семьи - жены Тумгоевой З.Ю. и несовершеннолетней дочери Тумгоевой Раяны.

К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц привлечены Тумгоева З.Ю. и УВД по городскому округу г. Костромы

По делу постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации г. Костромы по доверенности Хомина С.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Считает необоснованным вывод суда о том, что обеспечение участковых уполномоченных милиции жилыми помещениями является обязанностью органов местного самоуправления.

Ссылается на то, что истец является сотрудником федерального органа исполнительной власти, и жилое помещение ему может быть предоставлено в соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договорам социального найма органами местного самоуправления только в случае наделения данных органов соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном частями 2,7 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральный или региональный закон, наделяющий в установленном порядке органы местного самоуправления государственными полномочиями в указанной сфере, не принят, органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по предоставлению в первоочередном порядке за счет муниципального жилищного фонда жилых помещений сотрудникам милиции.

Считает недействующими положения ст. 30 Закона РФ "О милиции", т.к. администрации г. Костромы субвенции из федерального бюджета и бюджета Костромской области на исполнение данных полномочий не выделялись.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на обеспечение органами местного самоуправления соответствующим жилым помещением.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с частью первой статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Вывод суда об обязанности Администрации г. Костромы предоставить Тумгоеву С.Ю. и членам его семьи жилое помещение согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 8 июля 2004 года № 303-О. В данном Определении Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что оспариваемая норма, из которой вытекает обязанность органов местного самоуправления предоставлять сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь в течение трех лет по установленным законодательством нормам, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, а, следовательно, - как противоречащая Конституции Российской Федерации.

Согласно п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 года № 58-О, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжмы Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Определении от 8 июля 2004 года № 303-О, сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона РФ «О милиции», обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью.

Исходя из этого, доводы кассационной жалобы о том, что жилое помещение истцу может быть предоставлено органами местного самоуправления только в случае наделения данных органов соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном частями 2, 7 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3). При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4).

Кроме того, сама по себе часть первая статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона Костромской области от 15.11.2005 года № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма», который является правовой основой Закона КО № 98-4-ЗКО, на учет могут быть приняты определенные федеральным законом или законом Костромской области иные категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях.

Как усматривается из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, Тумгоев С.Ю. с 16.01.2009 года проходит службу в МОБ ОМ-1 УВД г. Костромы в должности участкового уполномоченного милиции, нуждается в улучшении жилищных условий, своей жилой площади не имеет. Он временно зарегистрирован и проживает у родственников в двухкомнатной квартире площадью 42,7 кв.м. по адресу: г. Кострома, пр-кт Мира, д.64, кв. 46.

В указанной квартире зарегистрировано 9 человек.

Тумгоев С.Ю., как нуждающийся в улучшении жилищных условий участковый уполномоченный расположенного на территории муниципального образования МОБ ОМ-1 УВД, 25.02.2010г. органами местного самоуправления был принят на учет за № 81.

Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение участковых уполномоченных милиции жилыми помещениями является государственным полномочием; органы местного самоуправления на сегодняшний день не наделены государственными полномочиями по предоставлению в первоочередном порядке за счет муниципального жилищного фонда жилых помещений сотрудникам милиции, нуждающимся в улучшении жилищных условий, что администрация города Костромы не является тем органом, на который может быть возложена обязанность по предоставлению истцу квартиры, являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном толковании указанных выше норм права.

С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению квартиры истцу на администрацию города Костромы.

При таких обстоятельствах, оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 03 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Костромы по доверенности Хоминой С.Н.- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200