кассационное определение №33-1361 от 25 октября 2010 г.



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25» октября 2010 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Никулинской Н.Ф.,

судей Курохтина С.В., Зиновьевой О.Н.,

при секретаре Чиркиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецовой Веры Владимировны на решение Мантуровского районного суда Костромской области от 30 августа 2010 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Веры Владимировны к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., объяснения представителя департамента образования и науки Костромской области Деулиной М.И., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия

установила:

Кузнецова В.В. обратилась в суд с иском к Государственному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области (далее ГОУ Мантуровская школа-интернат) о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с марта 2010 года и отпускных с 01 июля по 28 июля 2010 года. Свои требования мотивировала тем, что работает в ГОУ Мантуровская школа-интернат кладовщиком. Размер начисленной ей заработной платы составляет 4 330 рублей и состоит из: должностного оклада в размере 1 753 рубля 50 копеек, 15% надбавки за работу в школе в размере 263 рубля, 20% надбавки, доплачиваемой за детей-сирот, в размере 350 рублей 70 копеек, доплаты за вредность в размере 210 рублей 42 копеек, доплаты за материальную ответственность в размере 500 рублей, 15% надбавки за соблюдение санитарно-гигиенического режима в размере 250 рублей 50 копеек, 15% надбавки за своевременное осуществление заказов в размере 250 рублей 50 копеек и доплаты до минимального размера оплаты труда (МРОТ) в размере 751 рубль 38 копеек. Считает, что работодатель неправильно трактует трудовое законодательство, а именно, ст. 129 ТК РФ. При принятии ТК РФ понятие минимальной заработной платы (МРОТ) было сформулировано как размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Но при этом содержалась специальная оговорка о том, что в величину МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также прочие компенсационные и социальные выплаты. Позже эта оговорка из Кодекса была исключена, что сделало содержание статьи неясным. В марте 2010 года Верховный Суд РФ дал разъяснения о том, что размеры тарифных окладов, ставок (должностных окладов) и базовых окладов, базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ. В связи с тем, что за период работы, начиная с марта 2010 года, она полностью отработала норму рабочего времени и выполняла свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, полагала, что имеет право на получение компенсационных, стимулирующих и социальных выплат сверх МРОТ.

В ходе судебного разбирательства Кузнецова В.В свои требования уточнила, ссылаясь на Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2010 года» в редакции Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 года, просила обязать ГОУ Мантуровская школа-интернат произвести ей перерасчет заработной платы с 01 марта 2010 года по 01 июля 2010 года включительно и доплатить разницу за указанный период времени в заработной плате в сумме 10 904 рубля 69 копеек; доплатить отпускные в сумме 732 рубля 24 копейки.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц администрация муниципального образования городской округ город Мантурово, отдел образования городского округа город Мантурово, Департамент образования и науки Костромской области.

Судом по делу принято вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Кузнецова В.В. просит решение суда отменить и передать дело на новое рассмотрение. Указывает, что в силу положения ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 130 и 133 ТК РФ минимальный размер заработной платы - это низший предел оплаты труда работников, в который не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Компенсационные выплаты производятся с целью возмещения работнику затрат, произведенных им в связи с выполнением своих трудовых обязанностей. Поэтому, полагает, что начисление ей работодателем заработной платы со всеми стимулирующими и компенсационными выплатами в общей сумме 4 330 рублей (МРОТ) незаконно.

В своих возражениях относительно кассационной жалобы представители ГОУ Мантуровская школа-интернат Реброва Н.Ю. и департамента образования и науки Костромской области Быстрякова Т.Е. полагают решение суда законным и обоснованным, кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела и установлено судом при разрешении спора, Кузнецова В.В. с 1 декабря 2008 года работает в должности кладовщика в ГОУ Мантуровская школа-интернат. Должностной оклад по исполняемой Кузнецовой В.В. работе кладовщика составляет 1753,50 руб. (базовый оклад 1670 и коэффициент по должности 1,05), что соответствует окладу 2-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области, финансируемых за счет средств областного бюджета. Компенсационные и стимулирующие выплаты произведены истице в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области, финансируемых за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 20 октября 2008 г. №375-а, и Положением об оплате труда ГОУ Мантуровская школа-интернат, рассмотренным на общем собрании трудового коллектива 22.10.2008 г. (протокол №4) и утвержденным приказом директором ГОУ Мантуровская школа-интернат №142 от 22.11.2008 г. Закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда. Компенсационные и стимулирующие выплаты истице за работу в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правомерно исчисляются по отношению к окладу, при этом месячная заработная плата истицы в качестве кладовщика составляет не менее минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истицы работодателем не допущено.

Оспаривая законность вынесенного по делу решения суда, заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что компенсационные и стимулирующие выплаты, а также иные выплаты могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенным доводом, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Кузнецовой В.В. в оспариваемый период соответствовал минимальному размеру оплаты труда (4 330 руб.), установленному ФЗ №91-ФЗ от 24.06.2008 г. «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», является правильным и вывод суда о том, что нарушений трудовых прав истицы при выплате ей заработной платы в указанный ею период ответчиком не допущено.

Оснований не согласиться с выводами суда, высказанными при рассмотрении заявленных требований, у судебной коллегии не имеется.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения Мантуровского районного суда Костромской области от 30 августа 2010 г.

Судебная коллегия полагает возможным исправить явную описку, допущенную судом в предпоследнем абзаце мотивировочной части решения, указав наименование Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г. как «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года» вместо «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2010 года».

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Мантуровского районного суда Костромской области от 30 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Веры Владимировны - без удовлетворения.

Исправить описку в предпоследнем абзаце мотивировочной части решения, указав наименование Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г. как «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года» вместо «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2010 года».

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200