Судья Теселкина Н.В. Дело № 33-1444
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«10» ноября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Ильиной И.Н. и Болонкиной И.В.,
при секретаре Буровой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Звездиной Ольги Альбертовны и Андреевой Марины Леонидовны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 августа 2010 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Звездиной Ольги Альбертовны, Андреевой Марины Леонидовны к ФБУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области, ФСИН России о признании незаконными действий по прекращению доплат, выплат, надбавок и взыскании недополученных сумм доплат, выплат, надбавок.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения Звездиной О.А., Андреевой М.Л. и их представителей Звездина В.К., Ухличева С.Л., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей ФБУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области Гусева М.Б. и Зорина А.В., представителя УФСИН России по Костромской области Прскурякова С.С., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Звездина О.А., Андреева М.Л. обратились в суд с иском к ФБУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области об отмене приказов от Дата обезличена года Номер обезличен л/с и Номер обезличен л/с, взыскании суммы недополученных доплат, выплат и надбавок с момента их незаконной отмены и на момент вынесения судебного решения с соответствующей индексацией этой суммы; компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости неполученного молока, начиная с марта 2008 года и по день вынесения решения суда с соответствующей индексацией; компенсации морального вреда по 5000 рублей каждой; а также об обязании немедленно возобновить выдачу молока в соответствии с нормами ТК РФ за работу во вредных условиях труда. Требования мотивировали тем, что они работают в ФБУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области в должности фельдшера-лаборанта, Звездина О.А. - с 30 января 2006 года, Андреева М.Л. - с 28 декабря 2004 года на основании трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок. В их трудовых договорах прямо указано на работу во вредных условиях труда. Кроме того, в п. 6 трудового договора, заключенного с Звездиной О.А., предусмотрена оплата ее труда по разряду с выплатой ей соответствующих надбавок, доплат, премий и других выплат. Дата обезличена года ответчиком были изданы приказы Номер обезличен л/с и Номер обезличен л/с, которые приостановили с Дата обезличена года до особого распоряжения выплату процентной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим, а также повышения должностных окладов, связанные с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, надбавки за квалификационную категорию и надбавки за осуществление непосредственной противотуберкулезной помощи. Считают, что ответчик незаконно приостановил все вышеуказанные выплаты и надбавки только гражданскому персоналу, в том числе и медицинскому. Все аттестованные работники продолжают получать данные выплаты, они же значительно потеряли в заработной плате. К тому же с этими приказами их никто не знакомил. Указали, что они работают в лаборатории больницы ответчика и непосредственно каждый рабочий день контактируют с различными анализами от больных туберкулезом и ВИЧ. Характер их работы и обязанности не изменились. Ответчик незаконно ограничил их в правах на соответствующие выплаты, доплаты и надбавки, чем нарушил ст.19 Конституции РФ, ст.3 ТК РФ и причинил им нравственные страдания. Кроме того, ответчик в нарушение ст.222 ТК РФ незаконно лишил их получения молока в связи с вредными условиями труда, и, начиная с марта 2008 года, не выплачивал им соответствующую компенсационную выплату за это.
В ходе рассмотрения дела истицы неоднократно уточняли и изменяли исковые требования, предъявив их также к УФСИН России по Костромской области, ФСИН России.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 03 февраля 2010 года с учетом исправлений, внесенных определением того же суда от 18 февраля 2010 года, выделены в отдельное производство исковые требования Звездиной О.А. и Андреевой М.А.:
- о признании незаконными действий ответчиков по прекращению ранее выплачиваемых доплат, выплат и надбавок и взыскании в пользу истцов всей суммы недополученных ими доплат, выплат и надбавок с момента их незаконной отмены и последующей недоплаты с Дата обезличена года по Дата обезличена года включительно, а именно: в пользу Звездиной О.А. - Номер обезличен рублей, в пользу Андреевой М.Л. - Номер обезличен;
- о признании незаконными действий ответчиков по недоплате истцам надбавок с Дата обезличена года за непосредственную противотуберкулезную помощь с расчетом на повышенный оклад и по отказу с Дата обезличена года в повышении им должностного оклада за работу с опасными для здоровья, особо тяжелыми и вредными условиями труда, взыскании в пользу FIO5 с Дата обезличена года и по Дата обезличена года включительно Номер обезличен, в пользу FIO4 - Номер обезличен;
- о взыскании с ответчиков в пользу истцов по указанным требованиям компенсации за возмещение морального вреда в пользу каждой по Номер обезличен и расходов на представителя по Номер обезличен в пользу каждой.
В ходе рассмотрения дела Звездина О.А. и Андреева М.Л. вновь уточнили свои требования в части подлежащих взысканию сумм недоплаты и просили суд:
- признать незаконными действия ответчиков по прекращению ранее выплачиваемых им доплат, выплат и надбавок и взыскать в их пользу всю сумму долга недополученных доплат, выплат и надбавок с момента их незаконной отмены и последующей недоплаты (без учета выплаченного ответчиком долга в мае 2009 года) с Дата обезличена года по Дата обезличена года включительно, а именно: в пользу Звездиной О.А. - Номер обезличен, в пользу Андреевой М.Л. - Номер обезличен;
- признать незаконными действия ответчиков по недоплате им надбавок с Дата обезличена года за непосредственную противотуберкулезную помощь с расчетом на повышенный оклад и по отказу с Дата обезличена года в повышении им должностного оклада за работу с опасными для здоровья, особо тяжелыми и вредными условиями труда и взыскать в пользу Звездиной О.А. с Дата обезличена года и по Дата обезличена года включительно Номер обезличен рублей, в пользу Андреевой М.Л. - Номер обезличен рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе FIO5 и FIO4 просят отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех доказательств, дело направить на новое рассмотрение. Указывают, что в представленных ответчиком расчетах заработной платы за январь-декабрь 2009 года имеются значительные несоответствия действующим приказам. Так, при формировании повышенного оклада и последующих начислениях на него не учтены положения приказа ФСИН России от 13.11.2008 г. №624, предусматривающие доплаты за работу в тяжелых и вредных условиях труда в размере до 12% оклада (тарифной ставки). В решении суда имеется ссылка на приказ Минюста РФ от 15.10.2009 г. №415. Однако данный приказ вступает в силу с 14 декабря 2010 года, и в период рассматриваемого спора еще не действовал. При вынесении решения судом также не учтено, что к работникам медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в учреждениях (подразделениях) здравоохранения, предназначенных для лечения больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных и обследования на ВИЧ-инфекцию, размер должностного оклада которых подлежит повышению на 60%, относятся и лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита. Доплаты в связи с вредными условиями труда предусмотрены как приказом Минюста РФ от 30.05.2003 г. №126, так и п.12 приказа ФСИН России от 13.11.2008 г. №624. Им же заработная плата с 01 июля 2009 года выплачивается исходя из оклада без учета его повышения. Ежемесячная надбавка к окладу по занимаемой должности за непосредственную противотуберкулезную помощь установлена приказом ФСИН России от 26.12.2007 г. №739. Согласно п.12 приказа ФСИН России от 13.11.2008 г. №624 гражданскому персоналу, имеющему право на повышение окладов (ставок) по двум и более основаниям, размеры этих повышений суммируются, а затем начисляются на оклад (ставку); полученные оклады (ставки) являются основой для установления доплат, надбавок, премий, вознаграждений и других выплат стимулирующего характера. В связи с этим полагают, что судом не учтено, что выплаты за непосредственную противотуберкулезную помощь являются надбавками, и что им заработная плата выплачивается с 01 января 2009 года с оклада без учета указанного повышения. Также отмечают, что в нарушение трудового законодательства они не были должным образом уведомлены о значительном изменении условий труда при вступлении в действие приказа ФСИН России от 13.11.2008 г. №624 в части начисления заработной платы и ряда надбавок. В июне 2009 года они под угрозой расторжения договора вынуждены были подписать дополнительное соглашение, в котором не прописаны некоторые надбавки. Выплаченные денежные средства после отмены незаконных приказов начальника ФБУ ИК-1 от Дата обезличена года Номер обезличен л/с и Номер обезличен л/с были посчитаны без учета вышеуказанных недоплат. Полагают, что обследование условий труда в июле 2009 года было проведено не в соответствии с действующим законодательством, поскольку оно проводилось до начала их рабочего дня и в их отсутствие; с актами обследования они ознакомились только через несколько месяцев. В этой связи лишать их каких-либо надбавок на основании этого обследовании, по их мнению, незаконно. К тому же последующие обследование и экспертиза опровергли выводы первого обследования, подтвердив опасность и вредность на их рабочих местах по биологическому фактору. Их работодатель сам признавал, что они работали во вредных условиях труда, что подтверждается его приказами. Тот факт, что ответчик выдавал ранее и возобновил снова выдачу молока, также свидетельствует о том, что они работают во вредных условиях. Обращают внимание и на то, что ответчик в нарушение ТК РФ и коллективного договора существенно менял заработную плату только у них и обязательно в сторону ухудшения, не предупреждая их об этом в установленной форме.
В возражениях относительно кассационной жалобы представитель ФБУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области Зорин А.В. считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о том, что оплата труда истиц осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок оплаты труда медицинских работников уголовно-исполнительной системы.
Этот вывод судом мотивирован, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583 введены с 1 декабря 2008г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений.
Во исполнение данного Постановления Приказом ФСИН России от 13.11.2008г. № 624 утверждена новая система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы (Приложение № 3 к Приказу ФСИН).
В соответствии с общими положениями Инструкции выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам, ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, и осуществляются гражданскому персоналу в пределах средств, ежегодно утверждаемых в установленном порядке на оплату труда.
Согласно п. 4 Инструкции работникам учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, должностные оклады увеличиваются (в процентах) работникам учреждений, исполняющих наказания, строгого режима на 15%;
за особые условия труда должностные оклады, тарифные ставки выплачиваются с повышением на 50% (пункт 5 Инструкции);
гражданскому персоналу, занятому на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, устанавливаются доплаты в следующих размерах: за работу в тяжелых и вредных условиях труда - до 12 процентов оклада (тарифной ставки) (п. 6 Инструкции в редакции, действовавшей до 15.10.2009г.);
работникам медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда размеры должностных окладов (ставок) повышаются: (учреждения (подразделения) здравоохранения, предназначенные для лечения больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных и обследования на ВИЧ-инфекцию) на 60% (п. 8 Инструкции в редакции, действовавшей до 15.10.2009г.);
Приказом ФСИН России от 15.10.2009г. № 415 в пункты 6,8 Инструкции внесены изменения.
Пункт 6 Инструкции в новой редакции предусматривает, что гражданскому персоналу, занятому на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, кроме медицинских работников, устанавливаются доплаты в следующих размерах: за работу в тяжелых и вредных условиях труда - от 4 до 12 процентов оклада (тарифной ставки)…, пункт 8 - повышение размеров должностных окладов (ставок) в соответствии с Перечнем учреждений, подразделений и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера.
Проанализировав положения приведенной Инструкции, а также приказы ФБУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области от 19.06.2009г. № 151 «Об оплате труда медицинских работников ФБУ ИК-1 за лечение осужденных больных туберкулезом», от 19.06.2009г. № 153 «Об утверждении списка должностей медицинских работников и работников ФБУ ИК-1, привлекаемых к диагностике и непосредственному обслуживанию ВИЧ-инфицированных», изданных во исполнение приказа ФСИН России от 13.11.2008г. № 624, приказ ФБУ ИК-1 от 26.06.2009г. № 195 л/с, изданный во исполнение приказа ФСИН России от 26.12.2007г. № 739, о выплате с 01.07.2009г. медицинскому персоналу, непосредственно осуществляющему противотуберкулезную помощь, ежемесячной надбавки, а также представленные ответчиком расчеты заработной платы истиц, суд пришел к правильному выводу о том, что компенсационные и иные надбавки к должностному окладу FIO5 и FIO4 установлены в соответствии с законом и нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Из имеющихся в материалах дела расчетов следует, что компенсационные надбавки выплачиваются истицам на повышенный оклад в соответствии с п. 8 Инструкции, утвержденной Приказом ФСИН России от 13.11.2008г.
Из оклада по занимаемой штатной должности (4500 руб.) выплачивается ежемесячная надбавка к окладу по занимаемой штатной должности, предусмотренная Приказом ФСИН РФ от 26.12.2007г. № 739 «О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы», а также надбавка за оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом, установленная Приказом Минюста РФ от 30.05.2003г. № 126 «Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.
Имевшая место недоплата за период приостановления выплаты надбавок выплачена истицам в мае 2009 года.
Доводы кассационной жалобы о неправильном расчете повышенного оклада и последующих начислениях на него не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на ошибочном толковании нормативных правовых актов, регулирующих порядок оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Судом проверялись и не нашли подтверждения доводы истиц и их представителей о том, что при формировании повышенного оклада должна учитываться их работа в опасных условиях труда.
Аттестацией рабочих мест по условиям труда установлено отсутствие при выполнении Звездиной О.А. и Андреевой М.Л. должностных обязанностей опасных для здоровья и особо тяжелых условий труда. Заключением комплексной экспертизы условий труда, показаниями экспертов FIO16, FIO15, пояснениями специалистов FIO14 и ФИО17. выводы аттестации рабочих мест не опровергнуты. Оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что условия труда истиц не относятся к особо опасным и особо тяжелым.
Другие доводы кассационной жалобы о необоснованности судебного решения нельзя признать состоятельными, поскольку они не подтверждаются материалами дела. Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которых дана судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, а также нормами, регулирующими спорные правоотношения, оснований для признания ее (оценки) неправильной судебная коллегия не находит, нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено. С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Звездиной О.А. и Андреевой М.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: