Судья Коновалова С.П. Дело № 33-1455
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«15» ноября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.А.Кулаковой,
судей И.Н.Ильиной, С.В.Андреева,
при секретаре А.А.Чиркиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области А.И.Ивановой на решение Чухломского районного суда Костромской области от 22 сентября 2010 года по гражданскому делу по иску Дюкова Льва Павловича к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, ОГУ «Центр социальных выплат», администрации г. Солигалич о признании незаконным решения рабочей группы по рассмотрению спорных и отказных дел ОГУ «Центр социальных выплат», обязании произвести единовременную денежную выплату из средств федерального бюджета на улучшение жилищных условий, которым исковые требования Л.П.Дюкова удовлетворены.
Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, объяснения представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области С.В.Евдокимову, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Л.П.Дюкова В.Л.Дюкова, считавшего, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Л.П.Дюков обратился в суд с иском к областному государственному учреждению «Центр социальных выплат» Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрации городского поселения г. Солигалич Солигаличского района Костромской области, просил признать незаконным решение рабочей группы по рассмотрению спорных и отказных дел ОГУ «Центр социальных выплат», и обязать произвести единовременную денежную выплату из средств федерального бюджета на улучшение жилищных условий. Требования мотивировал тем, что распоряжением администрации городского поселения г. Солигалич от 20 ноября 2009 года № 227 он был поставлен на очередь для улучшения жилищных условий. В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», он имеет право на получение единовременной денежной выплаты из средств федерального бюджета. 10 июля 2010 года им был получен отказ на основании решения рабочей группы по рассмотрению спорных и отказных дел ОГУ «Центр социальных выплат» с мотивировкой: «Дюков Л.П. не подлежит обеспечению жильем из средств федерального бюджета по следующему основанию: относится к статье 17 ФЗ «О ветеранах» и не имеет права выселения из служебных жилых помещений». Считает данное решение незаконным, т.к. является участником Великой Отечественной войны, подтверждением чего служит удостоверение от 24.04.2000 г. В соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», получив в 1999 году вторую группу инвалидности по общему заболеванию, имеет право на предоставление мер социальной поддержки по ст. 14 а не 17 указанного закона. Об этом у него имеется запись в удостоверении. Он пользуется мерами социальной поддержки, предоставленными инвалидам Великой Отечественной Войны - получает ежемесячную надбавку к пенсии, в апреле ему была произведена единовременная выплата в размере 5000 рублей. Как нуждающийся в улучшении жилищных условий и имеющий право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, был поставлен на учет распоряжением администрации городского поселения. Так же считает, что п. 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного суда РФ от 04 апреля 2006 года № 89-О.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Решением Чухломского районного суда Костромской области от 22.09.2010г. исковые требования Л.П.Дюкова удовлетворены. Решение рабочей группы по рассмотрению спорных и отказных дел ОГУ «Центр социальных выплат» департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 17 июня 2010 года в части отказа предоставить социальную выплату на улучшение жилищных условий Л.П.Дюкову признано незаконным.
Суд обязал департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области произвести Л.П.Дюкову единовременную денежную выплату на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
В кассационной жалобе директор департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области А.И.Иванова ставит вопрос об отмене вынесенного судебного решения и принятии нового судебного акта об отказе Л.П.Дюкову в удовлетворении исковых требований. Полагает, что Л.П.Дюков не относится к инвалидам Великой Отечественной войны, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». Истцец не принимал участие в боевых действиях в период войны, причина установленной ему инвалидности не связана с ранением, контузией или заболеванием, полученными в годы войны, а инвалидность получена вследствие общего заболевания. Считает, что на Л.П.Дюкова распространяются меры социальной поддержки, установленные ст. 17 указанного Закона, согласно которой обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в форме социальной выплаты, предусмотрено только в случае выселения участников Великой Отечественной войны из служебных жилых помещений.
В своих возражениях представитель истца по доверенности В.Л.Дюков полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение, суд пришел к выводу о том, что Л.П.Дюков является инвалидом по общему заболеванию, участником Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Данной категории ветеранов предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 Закона «О ветеранах», в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Из пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» следует, о необходимости завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Объем мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны установленный Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной поддержки установлен для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» (статья 15), превосходит по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Л.П.Дюков является участником Великой Отечественной войны, относятся к категории участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Из справки ВТЭК следует, что 28.04.1999 года Л.П.Дюкову бессрочно установлена вторая группа инвалидности вследствие общего заболевания.
Распоряжениями главы администрации городского поселения г. Солигалич от 20.11.2009 г. № 227 и от 30.03.2010г. № 88 Л.П.Дюков поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Решением рабочей группы по рассмотрению спорных и отказных дел ОГУ «Центр социальных выплат» департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 17 июня 2010 года Л.П.Дюкову отказано в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий.
Л.П.Дюковым заявлен иск о праве на получение денежной выплаты по подпункту 4 пункта 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», которая предоставляется с учетом положений ст.23.2 указанного Федерального закона за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 2 ст.15 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Статьей 4 ФЗ «О ветеранах» установлено, что к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;
3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 19.06.2004 N 49-ФЗ)
4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
Меры социальной поддержки инвалидов войны установлены пунктом 1 ст.14 ФЗ «О ветеранах». При этом все меры социальной поддержки, за исключением установленных подпунктом 4 в равной мере предоставляются всем инвалидам войны, без деления их на категории инвалидов Великой Отечественной войны либо инвалидов боевых действий. Однако в подпункте 4 указано, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Тем самым установлен различный порядок по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 года. Право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» вне зависимости от даты постановки на учет предусмотрено только для инвалидов Великой Отечественной войны.
Понятия инвалиды войны и инвалиды Великой Отечественной войны, используемые в ФЗ «О ветеранах» не являются равнозначными.
Федеральный закон «О ветеранах» не содержит положений, приравнивающих права на получение мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны ставших инвалидами вследствие общего заболевания с правами именно инвалидов Великой Отечественной войны.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. N 89-О, на которое ссылался истец в обоснование своих требований, также не содержится выводов, о том, что участники Великой Отечественной войны ставшие инвалидами вследствие общего заболевании имеют право на получение мер социальной поддержки установленных именно для инвалидов Великой Отечественной войны.
Поскольку Л.П.Дюков инвалидом Великой Отечественной войны не является, положения подпункта 4 пункта 1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» на него не распространяются.
Для категорий ветеранов участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах» мера социальной поддержки по обеспечению жильем установлена подпунктом 4 ст. 17 данного Федерального закона, из которого следует, что они имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Л.П.Дюков в служебном жилом помещении не проживает, и из такового не выселялся, поэтому оснований для назначения ему социальной выплаты на обеспечение жильем в порядке ст. 17 ФЗ «О ветеранах» также не имеется.
В связи с этим решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения без направления дела на новое рассмотрение, в соответствии с установленными обстоятельствами, имеющими значение для дела.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Чухломского районного суда Костромской области от 22 сентября 2010 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Дюкова Льва Павловича к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, ОГУ «Центр социальных выплат», администрации г. Солигалич о признании незаконным решения рабочей группы по рассмотрению спорных и отказных дел ОГУ «Центр социальных выплат», обязании произвести единовременную денежную выплату из средств федерального бюджета на улучшение жилищных условий отказать.
Председательствующий:
Судьи: