Судья Белехова Г.А. Дело № 33-1486
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«17» ноября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Ильиной И.Н., Шестанова Ю.И.,
при секретаре Савельевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника межрайонной ИФНС России №8 по Костромской области Степановой Л.И. на решение Вохомского районного суда от 13 октября 2010 г., которым частично удовлетворены исковые требования межрайонной ИФНС России №8 по Костромской области к Скрыпкину Петру Владимировичу о взыскании суммы задолженности по налогу 3 075, 44 руб., со Скрыпкина Петра Владимировича в доход Вохомского сельского поселения взыскана задолженность по налогу в сумме 1 459, 59 руб. и госпошлина в сумме 400 руб.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
у с т а н о в и л а:
Межрайонная ИФНС России №8 по Костромской области обратилась в суд с иском к Скрыпкину П.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество в сумме 3 033, 27 руб. и пени по налогу на имущество в сумме 42, 17 руб., мотивируя тем, что Скрыпкин П.В. имеет в собственности жилой дом по адресу: ..., ..., ...; квартиры по адресу: ..., ..., ..., 2 и по адресу ..., ..., ...; прочие строения: по адресу: ..., ..., ..., 2, по адресу: ..., ..., по адресу ..., ..., 2. Налоговым органом ответчику направлено налоговое уведомление от 31 июля 2009 г. №19944 за 2009 г. в котором указано о размере и сроках уплаты налога на имущество физических лиц, произведен расчет налоговой базы в сумме 902 608 руб. 26 ноября 2009 г. Скрыпкину П.В. направлено требование №19014 об уплате налога на сумму 3 655 руб. (3 610, 43 руб. - налог, 44, 57 руб. - пени) в срок до 14 декабря 2009 г. 05 февраля 2010 г. налоговым органом был осуществлен перерасчет излишне начисленной суммы налога за жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., 2, сумма налога на имущество за 2009 г. была уменьшена на 288, 58 руб., пени на 2,4 руб. Также была уменьшена сумма налога исчисленная за данный жилой дом за 2008 г. в сумме 288, 58 руб. Таким образом, уплате подлежит 3 033, 27 руб. - налог, 42, 17 руб. -пени. До настоящего времени требования налоговой инспекции Скрыпкиным не исполнены.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе начальник межрайонной ИФНС России №8 по Костромской области Степанова Л.И. просит решение суда отменить, взыскать со Скрыпкина П.В. задолженность по налогу на имущество в сумме 3 075, 44 руб. Не согласна с произведенным судом расчетом налога на имущество. Указывает, что суд при исчислении налога руководствовался решением Верховного Суда РФ от 27 декабря 2001 г. №ГКПИ 01-1816, в котором приведен пример исчисления налога на имущество физических лиц по г. Санкт-Петербургу в случае установления представительным органом местного самоуправления ставок по налогу в зависимости от стоимости имущества. Однако полагает, что данный расчет произведен не в соответствии с действующими нормами закона. Считает, что налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость всех объектов, принадлежащих соответствующему налогоплательщику. По мнению заявителя, суммарная инвентаризационная стоимость объектов, принадлежащих Скрыпкину П.В. составляет 830 463 руб. Ссылаясь на п.3 Решения Совета депутатов Вохомского сельского поселения муниципального района Костромской области «Об установлении налога на имущество физических лиц» №84 от 22.12 2008 г., указывает, что ставка налога на имущество стоимостью свыше 500 000 руб. составляет 0,4%. Следовательно, сумма налога составляет 3 321, 85 руб. В связи с произведенным перерасчетом излишне начисленной суммы налога на сумму 288, 58 руб. к уплате подлежит налог в сумме 3 033, 27 руб. и пени в сумме 42, 17 руб., всего задолженность по налогу на имущество составляет 3 075, 44 руб. Указанную сумму просит взыскать с ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что для исчисления налога на имущество суммироваться могут стоимости объектов только одного типа (стоимостной категории), при этом результат такого суммирования не является основанием для перевода этих объектов в другую категорию. С учетом этого суд произвел расчет налога исходя из суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов, и взыскал недоимку по налогу в размере 1455 руб. 32 коп. и пени в сумме 4 руб. 27 коп.
Однако данный вывод суда нельзя признать правильным.
Согласно ст. 53 Налогового кодекса, ст. ст. 5 и 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" порядок определения налоговой базы регулируется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, действующими на территории Российской Федерации и не вошедшими в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 названного Федерального закона.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В целях применения Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" Министерством Российской Федерации по налогам и сборам издана Инструкция по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.1999 г. N 54.
Пунктом 10 названной Инструкции был разъяснен порядок расчета налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления и, в частности, установлено, что налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости указанного имущества по состоянию на 1 января каждого года.
Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.
Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Данное положение принято в целях реализации части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 09.12.91 N 2003-1, в соответствии с которой ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества физического лица, подлежащего налогообложению. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа использования и по иным критериям.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Вохомского сельского поселения Вохомского муниципального района Костромской области «Об установлении налога на имущество физических лиц» № 84 от 22.12.2008 года ставки налога на строения, помещения и сооружения установлены в зависимости от суммарной инвентаризационного стоимости.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что для исчисления налога на имущество суммироваться могут стоимости объектов только одного типа (стоимостной категории), является неправильным, поскольку ставка налога определена исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всего имущества, а не из индивидуальной стоимости объектов, входящих в состав имущества. Так, согласно указанному решению для имущества суммарной стоимостью до 300000 руб. ставка налога установлена в размере 0,09%, суммарной стоимостью от 300000 руб. до 500000 руб. - 0,29%, суммарной стоимостью свыше 500000 руб. - 0,4%.
Поскольку налоговая инспекция при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении Скрыпкина П.В. правомерно исходила из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, судебная коллегия по гражданским делам полагает возможным изменить решение, взыскав со Скрыпкина П.В. задолженность по налогу в размере 3033 руб. 27 коп. и пени в размере 42 руб. 17 коп.
Кроме этого, разрешая спор, суд оставил без внимания ходатайство межрайонной ИФНС о восстановлении срока на взыскание налога на имущество.
Как видно из материалов дела, межрайонной ИФНС первоначально было направлено заявление на вынесение судебного приказа о взыскании со Скрыпкина П.В. недоимки по налогу на имущество. 12.05.2010 года судебный приказ был отменен определением мирового судьи, поскольку от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. 10.06.2010 года в судебный участок № 34 было направлено исковое заявление, в принятии которого было отказано в связи с неподсудностью мировому судье.
С учетом этого ходатайство ИФНС о восстановлении процессуального срока в соответствии со ст. 48 НК РФ, ст. 112 ГПК РФ подлежит удовлетворению, поскольку срок обращения в суд пропущен по уважительной причине.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Вохомского районного суда от 13 октября 2010 г. изменить.
Взыскать со Скрыпкина Петра Владимировича в доход Вохомского сельского поселения задолженность по налогу на имущество в размере 3075(три тысячи семьдесят пять) руб. 44 коп., госпошлину в размере 400 руб.
Председательствующий:
Судьи: