кассационное определение №33-1623 от 15.12.2010г.



Судья: Лукьянова С.Б. Дело № 33-1623

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«15» декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

Председательствующего: Веремьевой И.Ю.,

и судей: Андреева С.В., Болонкиной И.В.,

при секретаре Строговой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя военного комиссариата Костромской области Полянцевой О.Н. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 20 октября 2010г., которым исковые требования военного прокурора Костромского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Военному комиссариату Костромской области о возложении обязанности устранения нарушений в области пожарной безопасности удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Военный прокурор Костромского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Военному комиссариату Костромской области о возложении обязанности устранения нарушений в области пожарной безопасности. Просил обязать ответчика устранить нарушения в области пожарной безопасности, а именно понудить военный комиссариат Костромской области оборудовать здание отдела военного комиссариата по Костромскому району, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Никитская, 10, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудовать окна помещений здания распашными металлическими решетками, провести замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силовой и осветительной сети и контура заземления, а также привести в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности электропроводку в помещениях 2-го отделения, в срок до 01 ноября 2010 года. Свои требования мотивировал тем, что в указанном учреждении не в полной мере соблюдаются требования пожарной безопасности, имеются нарушения, которые нуждаются в устранении, что установлено в результате проверки в здании отдела военного комиссариата по Костромскому району по ул. Никитская, 10 г. Костромы, в котором отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, что противоречит требованиям п.3 п.16 ППБ 01.-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», п.п. 7.1 табл.1 НПБ 110-3 «Перечень зданий сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», табл. 4.5 НПБ 104-03 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», требованиям ФЗ «О пожарной безопасности», на окнах установлены глухие решетки, которые препятствует проведении эвакуационных мероприятий в случае возникновения пожара, что противоречит требованиям п.40 ППБ 01-03 «ППБ в РФ», не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силовой и осветительной сети и контура заземления, что не соответствует требованиям ППБ 01-03 п.57 «ППб в РФ», электропроводка в помещениях 2-го отдела здания выполнена с нарушением существующих правил устройства и эксплуатации электропроводки, что не соответствует требованиям п.3,57 ППБ 01-03 «ППБ в РФ». Непринятие мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности и дальнейшая эксплуатация здания ответчиком, при наличии указанных нарушений, может повлечь за собой трагические последствия, в т.ч. связанные с гибелью людей на пожаре, в т.ч. призывников на военную службу в период проведения призывных компаний.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 16 июля 2010 года по делу в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное квартирно-эксплутационное учреждение «Костромская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20 октября 2010 года исковые требования военного прокурора Костромского гарнизона удовлетворены.

Военный комиссариат Костромской области обязан в срок до 01 декабря 2010года включительно, устранить нарушения в области пожарной безопасности: оборудовать здание отдела военного комиссариата по Костромскому району, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Никитская, 10, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудовать окна помещений здания (за исключением режимных помещений) распашными металлическими решетками, провести замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силовой и осветительной сети и контура заземления, привести электропроводку в помещениях 2-го отделения здания в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности.

В кассационной жалобе представитель военного комиссариата Костромской области Полянцева О.Н. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей. В обосновании жалобы ссылается на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к вынесению незаконного решения. Денежные средства на установку, монтаж, наладку и эксплуатацию систем оповещения, охранной и пожарной сигнализации в силу положений п.17 Указа Президента РФ от 01.09.2007г. № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах». Приказа Министра Обороны СССР от 22 февраля 1977г. № 75, Приказа Министра обороны РФ № 200дсп от 30 апреля 2008г. «Об утверждении классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны РФ», абз. 38 ч.1 ст.6, абз.2 ст.161, ст. 162, ст. 289 Бюджетного кодекса РФ, бюджетной сметы военного комиссариата Костромской области от 15 июля 2010г. на 2010г. военным комиссариатам не выделяются, в связи с чем, военный комиссариат не вправе осуществлять финансирование указанных работ. Также считает вывод суда о том, что здание отдела военного комиссариата Костромской области по Костромскому району закреплено на праве оперативного управления за военным комиссариатом на основании положений Указа Президента РФ от 01.09.2007г. № 1132, как за территориальным органом Министерства обороны РФ, противоречит действующему законодательству и не соответствует позиции военного комиссариата Костромской области. Указывает, что расходы на приобретение, установку, монтаж, наладку и эксплуатацию систем оповещения охранной и пожарной сигнализации отнесены к квартирно-эксплутационным расходам, осуществление которых происходит через федеральное государственное квартирно-эксплутационное учреждение «Костромская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.

В возражениях относительно кассационной жалобы военный прокурор Костромского гарнизона Колесников Т.А. считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы не состоятельными. Просит решение Свердловского районного суда г. Костромы от 20 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к обоснованному выводу о том, что Военный комиссариат Костромской области обязан устранить нарушения в области пожарной безопасности. Этот вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и материалам дела, основания для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу статьи 37 вышеуказанного закона юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (п.16 Правил).

Согласно п.40 Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

Здания общественного и административно-бытового обеспечения подлежат обязательному оборудованию автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 315.

В соответствии с п.2 Положения о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента РФ от 1 сентября 2007г. № 1132 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).

Военный комиссар обязан обеспечивать выполнение требований противопожарной безопасности, содержание и правильную эксплуатацию зданий, помещений и территории, закрепленной за военным комиссариатом (п.п.22 п.16 Положения).

Из материалов дела следует, что в результате проведенной военной прокуратурой проверки здания отдела Военного комиссариата по Костромскому району, расположенного по адресу: г.Кострома, ул.Никитская, д.10, были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в том числе было выявлено отсутствие автоматической пожарной сигнализации и отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на оконных проемах установлены глухие металлические решетки, не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силовой и осветительной сети, а также контура заземления, электропроводка в помещениях 20го отделения выполнена с нарушениями существующих требовании правил устройства и эксплуатации электропроводки(л.д.6). Данное обстоятельство не оспаривалось представителем Военного комиссариата в ходе судебного разбирательства.

Суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к правильному выводу о том, что устранить нарушения в области пожарной безопасности, а именно оборудовать здание территориального отдела Военного комиссариата Костромской области по Костромскому району, расположенное по адресу: г. Кострома, ул.Никитская, д.10, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудовать окна помещений здания (за исключением режимных помещений) распашными металлическими решетками, провести замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силовой и осветительной сети и контура заземления, привести электропроводку в помещениях 2-го отделения здания в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности обязан Военный комиссариат Костромской области.

Довод кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Костромская квартирно-эксплуатационная часть района» судом проверен и ему дана правильная юридическая оценка.

Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие необходимого финансирования на соблюдение правил пожарной безопасности, не является основанием для освобождения Военного комиссариата Костромской области от обязанности по обеспечению выполнения требований противопожарной безопасности.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по изложенным в кассационной жалобе доводам.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 20 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссара Костромской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200