ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«27» декабря 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Ильиной И.Н.,
судей: Попова А.Е., Шестанова Ю.И.
при секретаре: Строговой М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Колобова Валерия Михайловича на определение Красносельского районного суда от 22 ноября 2010 г., которым прекращено производство по гражданскому делу по иску Колобова Валерия Михайловича к ООО ЧОП «Стэн», ЗАО учхоз «Боровиковское», администрации Красносельского муниципального района Костромской области об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, о погашении записи в ЕГРП о праве собственности ООО ЧОП «Стэн» и ЗАО учхоз «Боровиковское» на указанное недвижимое имущество; внесении в государственный кадастр недвижимости записи о прекращении существования земельных участков.
Заслушав доклад судьи Костромского областного суда Ильиной И.Н, выслушав представителя Колобова В.М. Громову Н.В., поддержавшую частную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя администрации Красносельского муниципального района Буркова А.Д., полагавшего жалобу обоснованной, возражения относительно частной жалобы представителей ООО ЧОП «Стэн» Зайцевой О.В. и Толстова С.В., а также представителя ЗАО учхоз «Боровиковское» Усовой Н.А., судебная коллегия Костромского областного суда
у с т а н о в и л а:
Колобов В.М. обратился в суд с иском к ООО ЧОП «Стэн», ЗАО учхоз «Боровиковское», администрации Красносельского муниципального района Костромской области об истребовании из незаконного владения ЗАО учхоз «Боровиковское» земельного участка площадью <данные изъяты>.м., а также истребовании из незаконного владения ООО ЧОП «Стэн» земельного участка площадью 3000,7 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> о погашении записи в ЕГРП о праве собственности ООО ЧОП «Стэн» и ЗАО учхоз «Боровиковское» на спорный земельный участок и внесении изменения в государственный кадастр недвижимости.
Впоследствии исковые требования были уточнены, истец просил суд обязать ЗАО учхоз «Боровиковское» возвратить из незаконного владения принадлежащий ему земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., обязать ООО ЧОП «Стэн» возвратить из незаконного владения принадлежащий ему земельный участок площадью 3000,7 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> признать отсутствующим право собственности у ООО ЧОП «Стэн» и ЗАО учхоз «Боровиковское» на земельные участки, погасить записи в ЕГРП о праве собственности ООО ЧОП «Стэн» и ЗАО учхоз «Боровиковское» на указанное недвижимое имущество; внести в государственный кадастр недвижимости записи о прекращении существования этих земельных участков.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка площадью 15 га на основании государственного акта о праве собственности на землю №, выданного на основании постановления Главы администрации Красносельского района Костромской области от 18 марта 1992 г. №. Земельный участок расположен относительно ориентира <адрес> <адрес>. Границы земельного участка и местоположение определены указанным актом и прилагающимся чертежом границ земель. Осенью 2007 г. им было подано исковое заявление в арбитражный суд, к участию в деле были привлечены в качестве заинтересованных лиц ООО ЧОП «Стэн», ЗАО учхоз «Боровиковское». В судебном заседании ему стало известно, что часть его земельного участка площадью 2,6 га 30 декабря 2005 г. была продана администрацией Красносельского района по договору купли-продажи №3 ЗАО учхоз «Боровиковское». По договору купли-продажи №3 17 июля 2007 г. земельный участок перешел от ЗАО учхоз «Боровиковское» к ООО ЧОП «Стэн». Полагает, что вышеуказанные сделки незаконны, поскольку являясь собственником земельного участка, в соответствии со ст.209 ГК РФ, только он обладает правом распоряжения данным имуществом. С его стороны на основании ст.53 Земельного кодекса РФ от части земельного участка в пользу кого-либо отказа не было. В 2008 г. ЗАО учхоз «Боровиковское» пыталось оспорить его право собственности на земельный участок путем признания незаконным постановления главы администрации Красносельского района от 18 марта 1992 г. №58. Однако решением Арбитражного суда Костромской области от 19 сентября 2009 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении этих требований было отказано. Считает, что в соответствии со ст.ст.11, 12, 209, 301 ГК РФ, собственник имеет право на истребование своего имущества из чужого незаконного владения. Одновременно собственник имеет право на оспаривание права собственности других лиц.
Красносельским районным судом 22 ноября 2010 г. вынесено указанное выше определение.
В частной жалобе Колобов В.М. просит определение суда отменить, передать дело на новое рассмотрение. Указывает, что обратился в суд не как индивидуальный предприниматель и не как юридическое лицо, а как физическое лицо, следовательно, дело по его иску должно быть разрешено по существу судом общей юрисдикции. Ссылаясь на п.2 Постановления Правительства РФ №630 от 16 октября 2003 г., указывает, что суд не учел, что ООО Фермерское хозяйство «Колобок» было создано как юридическое лицо согласно закону от 22 ноября 1990 г. №348-1, следовательно, регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке, установленном для регистрации индивидуальных предпринимателей, не требуется. Суд не установил, имеет ли место регистрация Колобова В.М. как индивидуального предпринимателя. Со ссылкой на ст.22 ГПК РФ.
В отзыве на частную жалобу ООО ЧОП «Стэн» выражает несогласие с доводами частной жалобы, полагает определение суда законным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Прекращая производство по делу, суд исходил из требований ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Суд пришел к выводу, что заявленный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. При этом суд указал, что предметом спора является объект (земельный участок), предоставленный Колобову В.М. для ведения крестьянского фермерского хозяйства. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском фермерском хозяйстве», Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 года «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому заявленный спор между Колобовым В.М. как индивидуальным предпринимателем и юридическими лицами по поводу имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Между тем этот вывод нельзя признать обоснованным.
Земельный участок был предоставлен Колобову В.М. для ведения фермерского хозяйства в 1992 году.
В ст. 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действующем на тот момент, было предусмотрено, что крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.
Согласно статье 7 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в качестве юридических лиц), были обязаны привести свой правовой статус в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем Гражданским кодексом Российской Федерации не была предусмотрена процедура приведения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Костромской области от 19 августа 2009 года установлено, что Колобов В.М. принял решение о реорганизации крестьянского (фермерского) хозяйства «Колобок», зарегистрированного решением от 21.11.1991 года исполнительного комитета Красносельского районного Совета народных депутатов Костромской области, в ООО «ФХ «Колобок», что подтверждается постановлением Администрации от 31.08.1998 года № 267 «О перерегистрации крестьянского (Фермерского) хозяйства «Колобок» в общество с ограниченной ответственностью фермерское хозяйство «Колобок».
В ст. 1 ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" действительно предусмотрено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО ФХ «Колобок» реорганизовано или ликвидировано в связи с регистрацией Колобова В.М. в качестве индивидуального предпринимателя для осуществления фермерского хозяйства.
Также отсутствуют сведения о том, что Колобов В.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на момент обращения в суд и использовал земельный участок в предпринимательских целях.
Сведений о том, что полученный Колобовым В.М. в собственность земельный участок был внесен в уставной капитал ООО ФХ «Колобок» в материалах дела тоже не имеется. Кроме того, нахождение участка в собственности иного лица, а не истца, будет являться основанием для отказа в иске, а не основанием для прекращения производства по делу.
Ссылка представителей ООО ЧОП «Стэн» на п.4 ст. 23 ГК РФ, не может быть принята во внимание, поскольку в нем речь идет о распространении на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований закона, правил Гражданского Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а не норм АПК РФ и ГПК РФ. Общим критерием разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, кроме экономического характера спора, является субъектный состав лиц, участвующих в деле, в соответствии с которым арбитражные суды рассматривают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели) ( ст. 27 АПК РФ).
Таким образом, земельный спор между гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, и юридическими лицами в соответствии со ст. 22 ГПК РФ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение подлежит отмене, а дело - направлению в суд для рассмотрения.
Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Определение Костромского районного суда от 22 ноября 2010 г. отменить, дело направить в суд для рассмотрения.
Председательствующий:-
Судьи:-