кассационное определение № 33-92 от 26.01.2011 г.



Судья Вернер Л.В. Дело № 33-92

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«26» января 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Веремьевой И.Ю.,

судей Болонкиной И.В., Шестанова Ю.И.,

при секретаре Савельевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе главы городского округа город Шарья Климова В.В. на решение Шарьинского районного суда от 09 декабря 2010 г., которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Кузнецовой Ирины Николаевны, администрация городского округа г. Шарья обязана предоставить Кузнецовой Ирине Николаевне вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте городского округа г. Шарья Костромской области.

Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения Кузнецовой И.Н., прокурора Хрящевой Е.Ю., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда

у с т а н о в и л а:

Шарьинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Кузнецовой И.Н., обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Шарья об обязании предоставить Кузнецовой И.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм, мотивируя тем, что Шарьинской межрайонной прокуратурой на основании обращения Кузнецовой И.Н. проведена проверка исполнения жилищного законодательства в ходе которой было установлено, что Кузнецова И.Н., 09 октября 1989 года рождения, является лицом из числа детей-сирот. Решением Шарьинского городского суда от 27 апреля 2001 г. мать Кузнецовой И.Н. - Кузнецова А.И., являвшаяся одинокой матерью, была лишена родительских прав. В соответствии с постановлением главы местного самоуправления г. Шарьи от 03 сентября 2001 г. №632 Кузнецова И.Н. была направлена в Шарьинский детский дом, где находилась до 30 августа 2007 г. С 01 сентября 2007 г. по 30 июня 2010 г. Кузнецова И.Н. обучалась в ГОУ СПО «Костромской торгово-экономический колледж». В период обучения проживала в общежитии указанного учебного заведения. Постановление главы самоуправления <адрес> от 10 сентября 2001 г. №660 за Кузнецовой И.Н. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое 06 мая 2005 г. пострадало в результате пожара. На основании акта межведомственной комиссии от 14 мая 2005 г. №3 дом по указанному адресу признан непригодным для проживания, снят с баланса МУП ЖКХ и исключен из объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Шарьи. Постановлением главы городского округа г. Шарья от 10 марта 2009 г. постановление от 10 сентября 2001 г. №660 отменено. В соответствии с постановлением главы городского округа г. Шарья от 10 апреля 2009 г. №374 Кузнецова И.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения вне очереди, как лицо из числа детей-сирот. Считает, что Кузнецова И.Н. приобрела право на получение жилого помещения и должна быть обеспечена жилым помещением.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе глава городского округа город Шарья Климов В.В. просит решение суда отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на определение Конституционного суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 605-О-О, считает, что администрация городского округа город Шарья не является надлежащим ответчиком по делу. Указывает, что в соответствии с пп.24, 24.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств (за исключением субвенций из федерального бюджета). При этом обеспечение данной категории граждан вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями. На сегодняшний день администрация городского округа город Шарья не наделена соответствующими государственными полномочиями. Предоставление жилых помещений данной категории граждан осуществляется в порядке, установленном Законом Костромской области от 19 декабря 2005 г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области», исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Также ссылается на п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Часть 3 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления на основании решений предоставляют гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма. Указывает, что поскольку дети, оставшиеся без попечения родителей, в силу закона обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди, они не подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и соответственно, на органы местного самоуправления такая обязанность не возложена.

В возражениях относительно кассационной жалобы Шарьинский межрайонный прокурор Анисимов Г.Г. считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об обязании администрации городского округа г. Шарья предоставить Кузнецовой И.Н. жилое помещение.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

Судом установлено, что Кузнецова И.Н. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за которой не закреплено жилое помещение и которая состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения вне очереди в администрации городского округа г. Шарья.

Данное право истца ответчиком не оспорено.

Из материалов дела видно, что Кузнецова И.Н., 09 октября 1989 года рождения является лицом из числа детей-сирот. Ее мать Кузнецова А.И., являвшаяся одинокой матерью, по решению суда от 27 апреля 2001 г. была лишена родительских прав. 26 июня 2006 г. она умерла.

В соответствии с постановлением главы местного самоуправления г. Шарьи от 03 сентября 2001 г. №632 Кузнецова И.Н. была направлена в Шарьинский детский дом, где находилась до 30 августа 2007 г. С 01 сентября 2007 г. по 30 июня 2010 г. Кузнецова И.Н. обучалась в ГОУ СПО «Костромской торгово-экономический колледж». В период обучения проживала в общежитии указанного учебного заведения.

Постановлением главы самоуправления г. Шарья от 10 сентября 2001 г. №660 за Кузнецовой И.Н. закреплено жилое помещение по адресу: г. Шарья, ул. Шагова, д.3, кв.13, которое 06 мая 2005 г. пострадало в результате пожара. На основании акта межведомственной комиссии от 14 мая 2005 г. №3 дом по указанному адресу признан непригодным для проживания, снят с баланса МУП ЖКХ и исключен из объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности г. Шарьи. Постановлением главы городского округа г. Шарья от 10 марта 2009 г. постановление от 10 сентября 2001 г. №660 отменено. В соответствии с постановлением главы городского округа г. Шарья от 10 апреля 2009 г. №374 Кузнецова И.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения вне очереди, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению Кузнецовой И.Н. жилого помещения должна быть возложена на администрацию городского округа г. Шарья, не противоречит вышеприведенным нормам закона.

Согласуется данный вывод суда и с положениями ст.6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», в соответствии с которой данная категория детей обеспечивается вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Судом установлено, что свободных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области, на территории городского округа г. Шарья не имеется, в связи с чем жилой площадью в силу закона Кузнецова И.Н. должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства. Кассационная жалоба не содержит ссылку на доказательства, которые бы опровергали этот вывод суда.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что к возникшим правоотношениям применимы нормы ч.3 ст.57 ЖК РФ.

Не находя оснований к отмене решения, судебная коллегия учитывает также, что после предоставления Кузнецовой И.Н. жилого помещения администрация городского округа г. Шарья не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилого помещения из средств соответствующего бюджета. В этой связи довод жалобы о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не передали органу местного самоуправления в установленном порядке соответствующие государственные полномочия, не может быть признан в качестве основания к отмене решения.

Доводы кассационной жалобы, аналогичные тем, которые были приведены в суде первой инстанции, не опровергают содержащиеся в решение выводы и не могут служить основанием для его отмены.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Шарьинского районного суда от 09 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы городского округа город Шарья Климова В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200