Кассационное определение № 33-97 от 26.01.2011



Судья Г.Д. Рябинина Дело № 33-97

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«26» января 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.Ф.Никулинской,

судей О.Н.Зиновьевой, Н.Н.Демьяновой

с участием прокурора Е.Ю.Хрящевой

при секретаре М.М.Строговой

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы городского округа г. Шарья В.В.Климова на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 16 декабря 2010 года, которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Анисимовой Екатерины Сергеевны, на администрацию городского округа г. Шарья возложена обязанность предоставить Анисимовой Екатерине Сергеевне вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте городского округа г. Шарья Костромской области.

Заслушав доклад судьи Н.Н.Демьяновой, объяснения прокурора Е.Ю.Хрящевой, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Е.С.Анисимовой к администрации городского округа г. Шарья, в котором просил обязать ответчика предоставить Е.С.Анисимовой вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование требований указал, что Е.С.Анисимова является лицом из числа детей-сирот; постановлением Главы городского округа г. Шарья от 29 декабря 2008 года № 2170 поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по обеспечению Е.С.Анисимовой жилым помещением должна быть возложена на ответчика.

Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрация Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, Департамент финансов Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Глава городского округа г. Шарья В.В.Климов просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе Шарьинскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований. Указывает, что обжалуемое решение является незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права. Из положений ст. 49 ЖК РФ, пп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» следует, что на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению указанной категории граждан жильем может быть возложена только при наделении их государственными полномочиями. Поскольку такими полномочиями администрация городского округа г. Шарья не наделена, то она не может являться надлежащим ответчиком по спору. На органы местного самоуправления обязанность по постановке детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не возложена. Судом неправильно применены положения ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, что является основанием для отмены судебного решения.

В возражениях на кассационную жалобу Шарьинский межрайонный прокурор Г.Г.Анисимов просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований Шарьинского межрайонного прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию городского округа г. Шарья обязанности по обеспечению Е.С.Анисимовой жилым помещением. Данный вывод судом мотивирован, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Е.С.Анисимова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее отец ФИО13 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы городского округа г. Шарья от 29 декабря 2008 года № 2170 Е.С.Анисимова принята на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В июне 2009 года Е.С.Анисимова закончила обучение в ГОУ начального профессионального образования «Профессиональное училище № 21» п. Зебляки Шарьинского района Костромской области. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена, ранее закрепленного жилого помещения не имела.

Правильно проанализировав нормы п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», суд обоснованно обязанность по предоставлению Е.С.Анисимовой жилого помещения возложил на администрацию городского округа г. Шарья.

Доводы кассационной жалобы о том, что администрация городского округа г. Шарья является ненадлежащим ответчиком по иску, основаны на ошибочном толковании закона, поэтому приняты быть не могут.

Из положений п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ следует, что предоставление указанным категориям граждан жилого помещения является обязанностью муниципального образования, что согласуется и со ст. ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2006 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» предусматривает обеспечение данной категории детей вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Как следует из письменных пояснений представителя администрации Костромской области С.В.Поройковой, имеющихся в материалах дела, в настоящее время свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области нет.

Вопросы финансирования органа местного самоуправления не влияют на разрешение заявленных требований, администрация городского округа г. Шарья вправе после предоставления Е.С.Анисимовой жилого помещения решить вопрос о компенсации понесенных расходов из средств соответствующего бюджета.

Судом правильно было учтено и то, что при принятии постановления от 31 августа 2006 года № 1495 администрация городского округа г. Шарья приняла на себя обязанность по обеспечению Е.С.Анисимовой жилого помещения.

Доводы кассационной жалобы о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приняты быть не могут, поскольку противоречат ст. 57 ЖК РФ.

Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено, доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а лишь свидетельствуют о несогласии с ними, поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шарьинского районного суда г. Костромы от 16 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы городского округа г. Шарья В.В.Климова - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200