Кассационное определение №33-98 от 26.01.2011г.



Судья Г.Д. Рябинина

№ 33-98

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.А. Гусевой,

судей: И.Н. Ильиной, С.В. Андреева,

с участием прокурора Е.Ю. Хрящевой,

при секретаре Ю.П. Королевой,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе главы городского округа город Шарья В.В. Климова на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 15 декабря 2010 г., которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Болотова Артема Аркадьевича к администрации городского округа г. Шарья о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Заслушав доклад судьи С.В. Андреева, объяснения прокурора Е.Ю. Хрящевой, считавшей, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шарьинский межрайонный прокурор в интересах А.А. Болотова обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Шарья о предоставлении А.А. Болотову вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обосновании требований указывает, что А.А. Болотов является ребенком из числа детей-сирот. Мать А.А. Болотова - ФИО15 решением Сафоновского городского суда Смоленской области от 29 декабря 1999 г. лишена родительский прав в отношении сына. Отец А.А. Болотова - ФИО16 на основании решения Шарьинского городского суда от 21 июля 2002 г. признан безвестно отсутствующим. А.А. Болотов до июля 2009 г. проживал в семье опекуна ФИО9 по адресу: г<адрес>. С 01 июля 2009 г. по 30 июня 2010 г. А.А. Болотов проходил срочную службу в рядах Российской Армии. На основании постановления главы городского округа г. Шарья от 06 февраля 2009 г. № 218 А.А. Болотов принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения вне очереди как лицо из числа детей-сирот. А.А. Болотов зарегистрирован по адресу: г. <адрес>, но этот жилой дом принадлежит его опекуну ФИО9, каких-либо прав на данное жилое помещение А.А. Болотов не имеет. Ссылаясь на п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» полагает, что А.А. Болотов имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. На основании ч. 2 ст. 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрация Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, в качестве третьих лиц - департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, департамент финансов Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе глава городского округа г. Шарья В.В. Климов просит решение Шарьинского районного суда Костромской области от 15 декабря 2010 г. отменить и принять по делу новое решение об отказе Шарьинскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований. Указывает, что администрация городского округа г. Шарья не может является ответчиком по данному спору. На основании подп.24, 24.2, п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» вопросы социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым им самостоятельно за счет средств РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). На основании абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закона Костромской области от 19.12.2005 г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области» дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанных в ч.3 ст. 49 ЖК РФ могут предоставляться жилые помещения не только из государственного жилищного фонда, но и муниципального жилищного фонда. Однако для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем. На сегодняшний день администрация городского округа г. Шарья не наделена соответствующими государственными полномочиями. Указывает, что ч.3 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления на основании решений предоставляют гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, жилые помещения по договорам социального найма. Поскольку дети, оставшиеся без попечения родителей, в силу закона обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди, они не подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и соответственно, на органы местного самоуправления такая обязанность не возложена.

В возражениях относительно кассационной жалобы Шарьинский межрайонный прокурор Г.Г. Анисимов просит решение Шарьинского районного суда от 15 декабря 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу главы городского округа город Шарья В.В. Климова - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу, об обязании администрации городского округа г. Шарья предоставить А.А. Болотову жилое помещение.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

Судом установлено, что А.А. Болотов имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Шарьи и жилым помещением не обеспечен.

Установив данные обстоятельства, суд пришел к верному выводу о наличии у А.А. Болотова права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению истице жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование городской округ г. Шарья в лице администрации г. Шарья, не противоречит вышеприведенным нормам закона.

Согласуется данный вывод суда и с положениями ст. 6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», согласно которой данная категория детей обеспечивается вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Согласуется данный вывод суда и с положениями ст. 6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», согласно которой данная категория детей обеспечивается вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Из материалов дела видно, что свободных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области, на территории г. Шарьи не имеется, в связи с чем, в силу закона А.А. Болотов жилым помещением должен быть обеспечен администрацией г. Шарья.

Кроме того, судом обоснованно учтено, что постановлением главы сгородского округа г. Шарья №218 от 06.12.2009г. А.А. Болотов принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения вне очереди, как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что к возникшим правоотношениям применимы нормы ч. 3 ст. 57 ЖК РФ.

После предоставления А.А. Болотову жилого помещения администрация г. Шарьи не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилых помещений из средств соответствующего бюджета.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы, выдвигавшиеся в суде первой инстанции, которые были рассмотрены и проанализированы судом и им дана правильная юридическая оценка.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, а в кассационной жалобе не приводится доводов, являющихся основаниями для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 15 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы городского округа г. Шарья В.В. Климова - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200