Судья Добровольская Т.В. Дело № 33-179
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е14 февраля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Никлинской Н.Ф.,
судей Зиновьевой О.Н., Ильиной И.Н.
при секретаре Строговой М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе главы администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Коврижных И.Я. на решение Костромского районного суда Костромской области от 08 декабря 2010 года, которым удовлетворены исковые требования Соина Владимира Юрьевича и на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области возложена обязанность предоставить вне очереди по договору социального найма Соину Владимиру Юрьевичу, 20 октября 1983 года рождения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям изолированное жилое помещение согласно норме предоставления применительно к территории Шунгенского поселения в черте населенных пунктов территории муниципального образования Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав главу администрации Шунгенского сельского поселения Коврижных И.Я., представителя администрации Шунгенского сельского поселения Быстрицкого Ю.Ю., поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Соин В.Ю. обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района, департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что решением Костромского районного народного суда от 15 июня 1987 г. его родители были лишены родительских прав, решением Костромского районного совета народных депутатов от 13 июля 1987 г. он был помещен в Костромской дом ребенка. Решением районного совета от 13 июля 1987 г. №180 за ним и его братьями и сестрой было закреплено жилое помещение (жилой дом) в деревне Захарово Шунгенского сельского совета. Решением Костромского районного народного суда от 10 сентября 1991 г. было признано право собственности на данный жилой дом за родственниками ранее проживавших в нем репрессированных граждан. В результате этого он оказался не имеющим закрепленного жилого помещения. После Дома ребенка он был направлен в Нейскую школу-интернат, потом обучался в училище №22 в пос.Судиславль, по окончании которого в 2001 г. оказался без жилья. От предложенных администрацией Костромского района и администрацией Шунгенского сельского поселения вариантов жилья он отказался, так как жилье было непригодно к проживанию. Указывает, что в соответствии со ст.8 ФЗ №159 от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанные в данном законе дети обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту жительства и по месту временного пребывания. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания закреплено п.2 ст.57 ЖК РФ. Со ссылками на Закон Костромской области от 19 декабря 2005 г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», Закон Костромской области от 25 декабря 2006 г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» просит суд обязать ответчиков обеспечить его жилой площадью по месту проживания в г.Костроме или по месту постановки на учет в Шунгенском сельском поселении.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе глава администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Коврижных И.Я. просит решение суда отменить, принять новое решение. Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывает, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Действующее жилищное законодательство РФ возлагает обязанность по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут передать отдельные полномочия органам местного самоуправления на основании принятых законов, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение, поскольку бюджету субъекта РФ из федерального бюджета так же предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в п. 4 определения от 05.02.2009 года №250-О-П, не допускается передача органам местного самоуправления соответствующих государственных полномочий без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении их соответствующими полномочиями. До настоящего времени закон Костромской области о передаче государственных полномочий в данной сфере органам местного самоуправления не принят. Также кассатор указывает, что в нарушение ст.28 ГПК РФ, суд вышел за пределы заявленных истцом требований об обеспечении жилой площадью, и вынес решение по незаявленному истцом требованию, а именно предоставлению вне очереди жилого помещения, тем самым изменил самостоятельно предмет иска. Своим решением суд возложил на привлеченного по инициативе суда ответчика в полном объеме обязательства, которые был обязан исполнять другой ответчик. Полагает, что вынесенное решение не соответствует нормам действующего жилищного законодательства РФ, нарушает конституционные права и законные интересы администрации Шунгенского сельского поселения. Одновременно суд возложил на администрацию Шунгенского сельского поселения обязанность по исполнению решения суда, за нарушение которой на должностным лицам администрации грозит дополнительная ответственность вплоть до уголовной.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об обязанности администрации Шунгенского сельского поселения предоставить Соину В.Ю. жилое помещение. Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.
Судом установлено, что Соин В.Ю. в настоящее время жильем не обеспечен и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, за которым не закреплено жилое помещение, и которое состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. Данное право истца ответчиком не оспаривается.
Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению Соину В.Ю. жилого помещения должна быть возложена на администрацию Шунгенского сельского поселения, не противоречит вышеприведенным нормам закона.
Место жительства Соина В.Ю. была определена д.Захарово Костромского района, в списках нуждающихся в жилых помещениях вне очереди Соин В.Ю. состоит в Шунгенском сельском поселении, где и должно быть ему предоставлено жилое помещение. В целях исполнимости решения, с учетом мнения и интересов Сиона В.Ю. суд пришел к выводу, что является возможным предоставление жилого помещения Сиону В.Ю. в черте всех населенных пунктов территории муниципального образования Шунгенского сельского поселения
Не находя оснований к отмене решения, судебная коллегия учитывает также, что после предоставления Соину В.Ю. жилого помещения администрация Шунгенского сельского поселения не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилого помещения из средств соответствующего бюджета. В этой связи довод жалобы о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не передали органу местного самоуправления в установленном порядке соответствующие государственные полномочия, не может быть признан основанием к отмене решения.
Ссылка кассатора на нарушение судом ст.28 ГПК РФ является несостоятельной и не подтверждается материалами дела, из которых видно, что в ходе судебного разбирательства представитель истца Загородняя Д.О. неоднократно указывала на право Соина В.Ю. на получение жилья во внеочередном порядке и просила суд удовлетворить исковые требования. Также следует отметить, что исполнение судебного решение должно осуществляться в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве», поэтому указание в решении на предоставление жилья вне очереди не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, и решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
В целом доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решение выводы и не могут служить основанием для его отмены.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Костромского районного суда Костромской области от 8 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Коврижных И.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: