Кассационное определение № 33-478 от 13 апреля 2011 г.



Судья Теселкина Н.В. Дело № 33 - 478

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«13» апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Гусевой Н.А.,

судей Зиновьевой О.Н., Муравьевой Е.А.,

при секретаре Буровой Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Смыслова Бориса Николаевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 января 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Смыслова Б.Н. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании незаконным решения рабочей группы от 04.08.2010 года, возложении обязанности оформить и предоставить документы в адрес уполномоченных лиц для предоставления Смыслову Б.Н. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации на улучшение жилищных условий в порядке и объеме, предусмотренном п.п.2 п.3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», отказано.

Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., объяснение представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Евдокимовой С.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Шкаликов С.Д., действуя по доверенности в интересах Смыслова Б.Н., обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании незаконным решения рабочей группы Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 04.08.2010 года об отказе в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий и обязании предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», взыскать денежную компенсацию на улучшение жилищных условий. В обоснование требований указал, что Смыслов Б.Н. является участником Великой Отечественной войны, признан инвалидом войны. Согласно постановлению администрации г. Костромы от 27.01.2010 года №121 он и его семья поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список очередности фонда жилых помещений Костромской области за №157. Как инвалиду войны ему должны быть предоставлены меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое инвалидам ВОВ предоставляется независимо от их имущественного положения. Реализация мер социальной поддержки производится путем единовременной денежной выплаты ветеранам. Письмом от 20.09.2010 года Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области ему было отказано в предоставлении мер социальной поддержки со ссылкой на ст. 17 ФЗ «О ветеранах».

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования. Просил признать незаконным и отменить решение рабочей группы Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 04.08.2010 года. Обязать оформить и предоставить документы в адрес уполномоченных лиц для предоставления ему мер социальной поддержки в виде денежной компенсации на улучшение жилищных условий в порядке и объеме, предусмотренном п.п.2 п.3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОГУ «Центр социальных выплат» Костромской области, Военный комиссариат Костромской области, муниципальное образование городского округа город Кострома в лице администрации г. Костромы, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Смыслов Б.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение, в котором заявленные требования удовлетворить. Ссылается на установленные в суде фактические обстоятельства о том, что является ветераном-участником ВОВ на основании удостоверения, выданного Военным комиссариатом Костромской области. В 2007 году ему установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно. Состоит в администрации г. Костромы на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2006 года №89-О, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2006 года, что ему, как участнику Великой Отечественной войны, ставшему инвалидом вследствие общего заболевания, должны предоставляться права и льготы инвалидов войны. До 1 января 2005 года (даты вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 г. не менее 6 месяцев и ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, предоставлялись права и льготы, установленные законом для инвалидов войны. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ осуществлено преобразование системы мер социальной защиты ветеранов в систему мер социальной поддержки с одновременным сохранением содержания п. 2 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах" в части распространения данного положения на всех лиц, отнесенных Федеральным законом от 12 января 1995 г. к участникам Великой Отечественной войны.

В возражениях относительно кассационной жалобы Министерство регионального развития Российской Федерации просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Принимая решение об отказе в иске, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Смыслова Б.Н. права на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Судом первой инстанции установлено, что Смыслов Б.Н. проходил военную службу в период с 01.06.1944 года по 09.05.1945 года в Ленинградском военно-инженерном училище в качестве музыканта-воспитанника, то есть в воинских частях, не входящих в состав действующей армии. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» является ветераном, участником Великой Отечественной войны.

Решением рабочей группы по проведению мониторинга обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 4 августа 2010 года №4 Смыслову Б.Н. отказано в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета.

Меры социальной поддержки военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами и медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.п.4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах» такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем вышеуказанной категории ветеранов, к которой относится истец, предоставляется в случае выселения ветеранов из занимаемых ими служебных жилых помещений.

Обеспечение жильем указанной категории ветеранов-участников ВОВ за счет средств федерального бюджета в иных случаях не предусмотрено. В спорных правоотношениях отсутствует предусмотренное законом условие - выселение из служебного жилого помещения, поскольку истец проживает на правах члена семьи в жилом помещении, принадлежащем его дочери на праве собственности.

Суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, а также о законности и обоснованности принятого на заседании рабочей группы по проведению мониторинга обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области 04 августа 2010 года решения об отказе Смыслову Б.Н. в предоставлении указанной льготы.

Как видно из материалов дела, истцу 12.01.2007 года установлена впервые третья группа инвалидности по причине общего заболевания, бессрочно. После установления инвалидности Военным комиссариатом Костромской области в удостоверение «Ветеран - участник Великой Отечественной войны» внесено изменение: исправлена статья льготы с «17» на «14».

Суд первой инстанции правильно указал в решении, что у истца отсутствует право на льготы, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны, поскольку третья группа инвалидности получена Смысловым Б.Н. по общему заболеванию. Оснований для признания его инвалидом ВОВ не имеется. Лица, относящиеся к категории «инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий», которые имеют право на социальную выплату на основании положений ст. ст.14 и 23.2 ФЗ «О ветеранах», перечислены в статье 4 Закона. Истец не относится ни к одной из указанных в настоящей статье категорий военнослужащих, поскольку участия в боевых действиях не принимал и имеет инвалидность по иным, нежели указанные в приведенной норме Федерального закона, основаниям.

Довод истца о том, что в его удостоверении ветерана сделана ссылка на льготы, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», судом первой инстанции проверен, ему дана надлежащая оценка.

В удостоверении Смыслов Б.Н. указан как «ветеран-участник». Документы, на основании которых выдано удостоверение истцу, подтверждают его категорию ветерана, предусмотренную п.п. «з» п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах». Статья 17 указанного Федерального закона, а также другие статьи этого Закона, не содержат положений, распространяющих на лиц, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона, к которым относится и истец, право на получение мер социальной поддержки, установленных ст.14 ФЗ «О ветеранах» для инвалидов ВОВ., в том числе право на социальную выплату на улучшение жилищных условий.

Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

Ссылка истца в кассационной жалобе на то, что меры социальной поддержки одинаковы для инвалидов ВОВ и участников ВОВ, ставших инвалидами по общему заболеванию, является несостоятельной. Меры социальной поддержки для каждой категории ветеранов, участников и инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены в отдельных статьях ФЗ «О ветеранах». Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 строго определено, что обеспечение жильем должно осуществляться в отношении инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах». Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении №89-О от 04.04.2006, федеральный законодатель, реализуя, вытекающую из статей 2,7,15,18,21,59,71,72 Конституции Российской Федерации обязанность государства гарантировать военнослужащим-ветеранам Великой Отечественной войны соответствующую их статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту, обладает определенной свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации предоставляемых им мер социальной защиты. Распространение на всех участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья, прав и льгот инвалидов войны, означало бы, по сути, не только повышение уровня социальной защищенности, но и изменение правового положения указанных лиц.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смыслова Б.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200