Судья Лукьянова С.Б. Дело № 33-73
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«24» января 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Андреева С.В. и Болонкиной И.В.,
при секретаре Леонтьевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Костромы Сорокина М.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 ноября 2010г., которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Лузина Алексея Андреевича к муниципальному образованию городского округа г. Костромы в лице Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А.., выслушав объяснения Лузина А.А. и прокурора Хрящевой Е.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Костромы в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Лузина А.А. к Администрации г. Костромы о предоставлении вне очереди жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм. Обосновывая исковые требования, указал, что Лузин А.А., ДД.ММ.ГГГГ., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО по решению Ленинского районного суда г. Костромы от 14.09.1989г. лишена родительских прав в отношении троих детей, в том числе и сына Лузина А.А. Согласно решению исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов от 04.10.1991г. Лузин А.А. должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди по достижении совершеннолетия. В 2007г. ему до подхода очередности на получение жилья выделена комната в общежитии. В настоящее время Лузин А.А. состоит в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, его право, предусмотренное законом на предоставление жилого помещения, не реализовано, в связи с чем, Администрация г. Костромы обязана предоставить Лузину А.А. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы, администрация Костромской области, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации г. Костромы по доверенности Сорокин М.В. просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в иске в полном объеме. Считает, что решение судом постановлено с неправильным применением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г.№ 250-О-П, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.3, ч.4 ст. 49 ЖК РФ, указывает, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств. Обеспечение данной категории граждан вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случаях наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Полагает, что суд необоснованно при принятии решения руководствовался ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, т.к. Закон субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не принят. Поскольку органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями, заявленные прокурором исковые требования к Администрации г. Костромы не подлежат удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об обязанности Администрации г. Костромы по предоставлению истцу жилого помещения.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.
Судом установлено, что Лузин А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Костромы с ДД.ММ.ГГГГ. Жилым помещением он не обеспечен, проживает по договору социального найма в комнате общежития, расположенного по адресу: <адрес> предоставленной ему после прохождения военной службы без снятия с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Право Лузина А.А. на предоставление жилого помещения не оспорено.
Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование городского округа г. Кострома в лице Администрации г. Костромы, не противоречит вышеприведенным нормам закона.
Кроме того, судом при вынесении решения обоснованно учтено то обстоятельство, что до направления Лузина А.А. в детский дом жилое помещение, занимаемое им, не было закреплено в установленном законом порядке, в феврале 2002 года оно с согласия Администрации г. Костромы по договору приватизации было передано соседям Лузина А.А. по коммунальной квартире.
Обязательство органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения по достижении совершеннолетнего возраста возникло на основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 04.10.1991г. (л.д. 15), и принятые обязательства органом местного самоуправления не исполнены.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что к возникшим правоотношениям применимы нормы ч. 3 ст. 57 ЖК РФ.
После предоставления Лузину А.А. жилого помещения Администрация г. Костромы не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилых помещений из средств соответствующего бюджета.
Доводы кассационной жалобы о том, что Администрация г. Костромы не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений такой категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не являются основанием считать решение по делу ошибочным. Они являются аналогичными приводимым представителем Администрации г. Костромы в суде первой инстанции мотивам. Им дана надлежащая правовая оценка. Давать иную оценку выводам суда оснований не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Костромы Сорокина М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи