кассационное определение №33-831 от 15 июня 2011 г.



Судья С.Б. Лукьянова                                                                                          Дело № 33-831

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«15» июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.А. Гусевой,

судей И.В. Болонкиной, И.Н. Ильиной,

при секретаре М.М. Строговой,

с участием прокурора Е.Ю. Хрящевой

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г.Костромы по доверенности А.Н. Коруховой на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 18 марта 2011 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г.Костромы в интересах Груздева ФИО9 к муниципальному образованию городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы об обязании предоставить Груздеву ФИО10 по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Н.А.Гусевой, объяснения прокурора Е.Ю. Хрящевой, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г.Костромы, действуя в интересах С.В. Груздева, обратился в суд с иском к муниципальному образованию городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы об обязании предоставить С.В. Груздеву вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Костромы на основании обращения С.В. Груздева проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой было установлено, что С.В. Груздев, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 1990 г. по май 1994 г. он обучался в Костромской специальной школе-интернате <данные изъяты> где и закончил девять классов по программе вспомогательных школ. На учете нуждающихся в предоставлении жилья С.В. Груздев состоит с 23 января 1995 года. Исходя из положений п.1 ст.155.3 СК РФ, п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ он имеет право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании постановления главы г.Костромы от 01.10.2003 г. С.В. Груздеву по договору социального найма предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 8,4 кв.м, до подхода очередности на получение жилья, соответствующего требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Однако данное жилое помещение не соответствует площади установленных социальных норм. Кроме того, оно является комнатой в общежитии семейного типа.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет ЖКХ администрации г.Костромы, администрация Костромской области, департамент социальной защиты населения Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель администрации г.Костромы по доверенности А.Н. Корухова просит решение суда отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Со ссылкой на п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.ст.26.1, 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств (за исключением субвенций из федерального бюджета). Данная позиция отражена и в определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. №250-О-П и от 22.04.2010 г. №605-О-О, которые являются обязательными на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти. При этом обеспечение данной категории граждан вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти такими полномочиями не принят. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области регулируется, в частности постановлением администрации Костромской области от 01.09.2008 г. №290-а, согласно которому расходы на приобретение жилых помещений осуществляет департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих из федерального бюджета. Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению С.В. Груздеву жилого помещения должна быть возложена на администрацию г.Костромы в связи с изданием постановления администрации г.Костромы от 01.10.2003 г. «О предоставлении жилой площади в муниципальном общежитии Груздеву С.В.», считает несостоятельным, поскольку данное постановление было принято в период осуществления органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству. В настоящее же время эти функции возложены на департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об обязанности муниципального образования городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы предоставить С.В. Груздеву жилое помещение.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

Судом установлено, что С.В. Груздев имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что никем из участников процесса не оспаривается.

Из материалов дела видно, что С.В. Груздев с рождения воспитывался в Костромском доме ребенка, <данные изъяты> с 1990 г. по май 1994 г. обучался в Костромской специальной школе-интернате <данные изъяты>, где закончил девять классов. Решением жилищной комиссии администрации г.Костромы от 23.01.1995 г. №3 истец включен в список детей-сирот на получение жилой площади за №14.

Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению С.В. Груздеву жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы не противоречит вышеприведенным нормам закона.

Согласуется данный вывод суда и с положениями ст.6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», в соответствии с которой данная категория детей обеспечивается вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Судом установлено, что свободных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области, не имеется, в связи с чем жилым помещением в силу закона С.В. Груздев должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства. Кассационная жалоба не содержит ссылку на доказательства, которые бы опровергали этот вывод суда.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что к возникшим правоотношениям применимы нормы ч.3 ст.57 ЖК РФ.

Судом также было исследовано то обстоятельство, что С.В. Груздеву на основании постановления заместителя главы администрации г.Костромы от 01.10.2003 г. была предоставлена комната жилой площадью 8,4 кв.м в муниципальном общежитии по адресу: <адрес> установлено, что это жилое помещение ему было предоставлено до подхода очередности по списку воспитанников детских домов на получение жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, в настоящее время это жилое помещение имеет статус комнаты в коммунальной квартире.

В соответствии с ранее действовавшим жилищным законодательством (ст.38 ЖК РСФСР, п.5.11.1 Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, утвержденных постановлением Главы администрации Костромской области от 23.02.1996 г. №119) жилое помещение предоставлялось гражданам в пределах нормы жилой площади 12 квадратных метров на одного человека.

Согласно решению Думы г.Костромы от 23 июня 2005 года №54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме» учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы составляет в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, в коммунальных квартирах - в размере 10 кв.м жилой площади жилого помещения на одного человека.

С учетом изложенного вывод суда о том, что С.В. Груздев не реализовал в 2003 году свое право на получение соответствующего требованиям закона жилого помещения, также является правильным.

Не находя оснований к отмене решения, судебная коллегия учитывает также, что после предоставления С.В. Груздеву жилого помещения администрация г.Костромы не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилого помещения из средств соответствующего бюджета. В этой связи довод жалобы о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не передали органу местного самоуправления в установленном порядке соответствующие государственные полномочия, не может быть признан в качестве основания к отмене решения.

Доводы кассационной жалобы, аналогичные тем, которые были приведены в суде первой инстанции, не опровергают содержащиеся в решение выводы, этим доводам судом дана надлежащая оценка.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 18 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г.Костромы А.Н. Коруховой - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200