«25» июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: председательствующего: И.А. Кулаковой, судей: И.В. Болонкиной, Синицыной О.Р., при секретаре О.А. Савельевой, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя военного комиссариата Костромской области по доверенности О.Н. Полянцевой на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 13 апреля 2011 года, которым исковые требования военного прокурора Костромского гарнизона удовлетворены: военный комиссариат Костромской области обязан устранить нарушения в области пожарной безопасности: оборудовать здание отдела военного комиссариата Костромской области по г.Волгореченску, расположенному по адресу Костромская область, г.Волгореченск, ул.Ленинского Комсомола, д.55, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Заслушав доклад судьи О.Р.Синицыной, выслушав объяснения представителя военной прокуратуры Костромского гарнизона Д.Ю. Поправко, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Военный прокурор Костромского гарнизона обратился в суд с иском к военному комиссариату Костромской области о понуждении оборудовать здание отдела военного комиссариата Костромской области по г.Волгореченск, расположенного по адресу: г.Волгореченск, ул.Ленинского Комсомола, д.55, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, привести в надлежащее состояние план эвакуации людей в случае возникновения пожара, провести замеры сопротивления изоляции электрооборудования, установленного на объекте, ответственному за соблюдение требований пожарной безопасности на объекте пройти обучение по программе пожарно-технического минимума, обеспечить здание отдела огнетушителями в соответствии с требованиями ППБ, установить на светильники помещения №27 отдела военного комиссариата Костромской области по г.Волгореченск защитные плафоны, обработать деревянные конструкции помещения пункта управления указанного отдела огнезащитными составами. Требования мотивировал тем, что данные нарушения правил пожарной безопасности были выявлены при проведении прокурорской проверки в феврале 2011 года. В связи с тем, что до рассмотрения дела часть нарушений правил пожарной безопасности устранена, исковые требования были уточнены, окончательно прокурор просил обязать военный комиссариат Костромской области оборудовать здание отдела военного комиссариата Костромской области по г.Волгореченску автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управление МЧС России по Костромской области, ОАО «Славянка», Федеральное государственное КЭУ «Костромская КЭЧ» Министерства обороны Российской Федерации. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе представитель военного комиссариата Костромской области по доверенности О.Н. Полянцева просит решение суда отменить и принять новое решение. Считает, что при вынесении решения суд не принял во внимание то, что в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 1 сентября 2007г. № 1132 материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке, военный комиссар Костромской области не имеет право заключать договоры на цели, не обеспеченные финансированием. В соответствии с п.35 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 5 октября 1995г. №322 «Об организации противопожарной защиты и местной обороны в Вооруженных силах Российской Федерации» снабжение воинских частей пожарным оборудованием, имуществом и огнетушащими веществами производится в порядке, установленном Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии в армии и на флоте. В соответствии с п.18 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 22 февраля 1977г. №75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» обеспечение пожарным оборудованием и имуществом возлагается на КЭУ военного округа, а ответственность за обеспечение положенным довольствием воинских частей, приписанных к КЭЧ района, возлагается на КЭЧ района. Кроме того, здание военного комиссариата Костромской области по г.Волгореченск передано в эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание ОАО «Славянка» в лице филиала Верхневолжский ОАО «Славянка», в связи с чем военным комиссариатом Костромской области дважды направлялись в филиал заявки на установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и эвакуации людей при пожаре. Согласно письма филиала «Верхневолжский» ОАО «Славянка» от 28 января 2011г. № 52 военный комиссариат Костромской области и отделы (муниципальные), включены в план оснащения и ремонта пожарно-охранной сигнализации филиала «Верхневолжский» OAО «Славянка». В возражениях относительно кассационной жалобы военный прокурор Костромского гарнизона Т.А. Колесников полагает решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Принимая решение об удовлетворении иска прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы права к возникшим правоотношениям и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований. В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу п.16 Правил в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Согласно п.102 Правил системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.). Согласно п.3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К таким нормативным документам относятся нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденные приказом МЧС России от 20.06.2003г. №323 и «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическим установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003г. №315. Согласно п.9 таблицы 1 норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) здания общественного и административно-бытового обеспечения подлежат обязательному оборудованию автоматической пожарной сигнализацией. Пункты 1.1 и 1.2 НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах зданиях и сооружениях, типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. Здание отдела Военного комиссариата Костромской области по г.Волгореченск относится к такому типу зданий. Как видно из материалов дела, установлено судом и по существу ответчиком не оспаривается, в здании отдела военкомата Костромской области по г.Волгореченску отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, что является нарушением правил пожарной безопасности. Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности лежит на Военном комиссариате Костромской области. При этом суд обоснованно исходил из того, что согласно ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организации. Военный комиссариат Костромской области является самостоятельным юридическим лицом, как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 3 марта 2010г. военный комиссариат г.Волгореченска Костромской области прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к военному комиссариату Костромской области. В соответствии с п.2 Положения о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента РФ от 1 сентября 2007г. № 1132 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота). Военный комиссар обязан обеспечивать выполнение требований противопожарной безопасности, содержание и правильную эксплуатацию зданий, помещений и территории, закрепленной за военным комиссариатом (п.п.22 п.16 Положения). Согласно п.п. 29 и 31 Руководства по противопожарной защите и местной обороне в Вооруженных Силах Российской Федерации», утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.10.1995 N 322 (ред. от 27.08.2008) «Об организации противопожарной защиты и местной обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации») управление системой противопожарной защиты в пределах своей компетенции осуществляют начальники гарнизонов, командиры соединений и воинских частей, начальники учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Они несут персональную ответственность за противопожарное состояние вверенных им объектов, разработку и осуществление мер правового, экономического, организационного и научно-технического характера по обеспечению пожарной безопасности, своевременное проведение противопожарных мероприятий в подчиненных им воинских частях и органах военного управления, контролируют организацию противопожарной защиты и обеспечивают выполнение требований нормативно-правовых актов и правил по вопросам пожарной безопасности. Проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение и эксплуатация воинских зданий и сооружений должны проводиться с обязательным соблюдением требований пожарной безопасности, стандартов, норм и правил. Доводам представителя ответчика о том, что военкомат не является надлежащим ответчиком по предъявленным требованиям, так как по условиям государственного контракта № 1-КЖХ от 20 июля 2010 года, заключенного ОАО «Славянка» с Минобороны РФ территориальный филиал осуществляет эксплуатационное содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт переданных им зданий военкоматов, в решении суда дана надлежащая оценка. Суд обоснованно признал их несостоятельными, не являющимися основанием для освобождения военного комиссара, как руководителя военного комиссариата от возложенной на него законом ответственности за противопожарное состояние вверенных ему объектов. То обстоятельство, что в смете расходов на 2011 год по смете военного комиссариата Костромской области расходы по договорам на приобретение, установку, монтаж, наладку и эксплуатацию систем оповещения, охранной и пожарной сигнализации не указаны, не может служить основанием для освобождения военного комиссариата от принятия всех необходимых мер для устранения нарушений правил пожарной безопасности. Доводы кассационной жалобы обоснованность выводов суда не опровергают, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 13 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя военного комиссариата Костромской области по доверенности Полянцевой О.Н. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: