кассационное определение от18.05.2011 года № 33-676



Судья Шабарова И.А.

                                                                         Дело № 33-676

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Никулинской Н.Ф.,

судей Болонкиной И.В., Е.А. Муравьевой,

при секретаре Буровой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя военного комиссариата Костромской области Смирновой Елены Вячеславовны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 января 2011 г., которым удовлетворены исковые требования Смирновой Валентины Георгиевны к военному комиссариату Костромской области о признании права на повышенную пенсию по потере кормильца и взыскании недополученной части пенсии.

          Заслушав доклад судьи Е.А. Муравьевой, объяснения представителя Смирновой В.Г. - Глотовой Н.П., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия Костромского областного суда

у с т а н о в и л а:

                

          В.Г. Смирнова обратилась в суд с иском к военному комиссариату Костромской области о признании права на получение пенсии с учетом повышения, обязании произвести перерасчет пенсии с 21 мая 2001 г. по настоящее время, взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации.

        В обосновании требований указала, что в с 11 декабря 2001г. является получателем пенсии по потере кормильца (сына) военнослужащего МО РФ, старшего лейтенанта ФИО4, ветерана боевых действий, погибшего 24 марта 2000г. при исполнении служебных обязанностей в районе боевых действий на территории Чеченской республики. 26 октября 2010 г. она обратилась в военный комиссариат Костромской области с просьбой произвести перерасчет назначенной пенсии по потери кормильца в соответствии со ст. 45 закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». 29 октября 2010 г. военный комиссариат Костромской области отказал В.Г. Смирновой в перерасчете пенсии, указав, что пенсии повышаются непосредственно ветеранам боевых действий, а не членам их семей. Доводы военного комиссариата Костромской области полагает необоснованными и незаконными. Из содержания норм ч.3 ст. 21 ФЗ от 12 января 1995г. «О ветеранах», ст. 28,29,43,45 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 следует, что данная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи военнослужащего, и назначенной в соответствии с данным законом, и дает право на такое повышение. Пенсия подлежит перерасчету с 11 декабря 2001г. на 100%, с 01 января 2008г. на 32%, с учетом индексации.

            В судебном заседании представитель истца Н.П. Глотова уточнила ранее заявленные требования и просила признать право В.Г. Смирновой на получение пенсии с учетом повышения; взыскать с военного комиссариата Костромской области в пользу В.Г. Смирновой недополученную сумму пенсии по случаю потери кормилица за период с 11 декабря 2001 г. по 31 декабря 2010 г. с учетом индексации в размере 63 816,37 рублей; недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за январь 2011 г. в размере 922,40 рублей; расходы по оплате помощи представителя в размере 1 760 рублей, оплату предоставления статистической информации в размере 240 рублей, судебные расходы в размере 200 рублей, расходы на оформление доверенности представителя в размере 400 рублей; обязать ответчика выплачивать В.Г. Смирновой пенсию по потере кормильца в установленном законом порядке.

         

         Указанным выше решением суд удовлетворил исковые требования Смирновой В.Г. к военному комиссариату Костромской области о признании права на повышенную пенсию по потере кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1.                Взыскал с военного комиссариата Костромской области в пользу Смирновой В.Г. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 11 декабря 2001 года по 31 декабря 3010 года с учетом индексации в размере 63816,37 рублей; за январь 2011 года - в размере 922,40 рубля. Взыскал с военного комиссариата Костромской области в пользу Смирновой В.Г. в возмещение судебных расходов: 240 рублей - по оплате статистической информации, 1760 рублей - по оплате помощи представителя, 400 рублей - расходы по оформлению доверенности представителя. Обязал военный комиссариат Костромской области производить Смирновой В.Г. выплату пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном пунктом «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с 01 февраля 2011 года.

       

         В кассационной жалобе представитель военного комиссариата Костромской области Е.В. Смирнова просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд в ином составе. Указывает, что судом не учтены доводы ответчика о том, что повышение пенсии в соответствии с п. «г» ст. 45 закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на членов семьи, не имеющих статуса, ветерана боевых действий не распространяется. В.Г. Смирнова статусом ветерана боевых действий не обладает, поэтому оснований для удовлетворения требований не имеется. Удовлетворяя требования В.Г. Смирновой о взыскании задолженности по пенсии по потере кормильца за период с 11 декабря 2001 г. по 31 января 2011 г. с учетом индексации, суд не учел положения ст. 55 вышеуказанного закона, в соответствии с которой, в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Поскольку В.Г. Смирнова обратилась с заявлением о перерасчете пенсии 26 октября 2010г., оснований для взыскания сумм задолженности с 11 декабря 2001г. не имеется. Кроме того, в решении суда не указаны, со ссылкой на действующее законодательство, основания для взыскания задолженности с учетом индексации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Смирновой В.Г. 11.12. 2001 года назначена пенсия по случаю потери кормильца - сына ФИО4, погибшего 24 марта 2000 года при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской республике, в ходе боевых действий.

Разрешая требования Смирновой В.Г., суд первой инстанции, руководствуясь ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пришел к правильному выводу о том, что требования Смирновой В.Г. подлежат удовлетворению.

Вышеуказанный Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих.

Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.43 Закона, то есть дохода, который получал кормилец.

Статья 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает общие положения для всех видов пенсий.

Сама статья определяет заслуги военнослужащих пере Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Из этого следует, что истица имеет право на данную надбавку к пенсии, получаемой членами семьи и назначенной в соответствии с названным законом, поскольку данный вид пенсии указан в ст. 45 Закона.

Этот же вывод вытекает из содержания ч.4 ст.46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи умершего.

В связи с изложенным, назначенная Смирновой В.Г. пенсия по случаю потери кормильца подлежит повышению в соответствии со ст. 45 названного Закона.

Суд первой инстанции признал правильным представленный истцом расчет о размере недоплаченной истице пенсии за период с 11. 12.2001 года по 31. 12.2010 года и за январь 2011 года, и обоснованно применил индексацию недополученной в полном размере пенсии. Судом сделан верный вывод о том, что невыплата пенсии в полном размере за спорный период привела к обесцениванию данной суммы вследствие инфляции и роста цен. В этой связи суд правомерно произвел индексацию по росту индекса потребительских цен, определенных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Костромской области.

Размер задолженности, подлежащей взысканию за период с 11.12.2001 года по 31.12. 2010 года, с учетом индексации составил 63 816,37 рублей; недополученная пенсия за январь 2011 года составила 922,40. рублей. Сумма задолженности ответчиком не оспаривается.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что право на повышение размера пенсии истица не имеет, поскольку такая категория граждан, как нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего, получающие пенсию по случаю потери кормильца, ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 не предусмотрена - не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права.

Доводы кассационной жалобы о том, что судом при разрешении искового заявления не применены положения ст. 55 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 года, согласно которым, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии, не могут являться основанием для отмены решения суда.

Как установлено судом, пенсионным органом при рассмотрении заявления истицы о перерасчете пенсии по потере кормильца допущено нарушение ее прав в связи с ошибочным толкованием положений ст. 45 указанного выше Закона. В соответствие со ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию (в данном случае - военного комиссариата Костромской области), выплачивается за прошлое время без ограничения каким - либо сроком.

       Иные доводы кассационной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения, аналогичные доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана верная правовая оценка.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                   о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя военного комиссариата Костромской области Е.В. Смирновой - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200