Касационное определение №33-1123



Судья С.Г. Варсанофьева                                                                                   Дело

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«27» июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

Председательствующего И.А. Кулаковой,

судей Н.Н. Демьяновой, О.Р.Синицыной,

при секретаре М.М. Строговой,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ОГУ «Центр социальных выплат» на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 14 апреля 2011г., которым удовлетворены исковые требования Веселова Алексея Александровича к ОГУ «Центр социальных выплат» и Министерству регионального развития Российской Федерации о перечислении социальной выплаты и включении её в наследственную массу: ОГУ «Центр социальных выплат» обязано перечислить на расчетный счет Веселова Николая Михайловича в структурном подразделении Костромского ОСБ <адрес> социальную выплату в сумме 968 400 рублей, указанная денежная сумма включена в наследственную массу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи О.Р.Синицыной, объяснения А.А.Веселова, адвоката С.С. Шульгу, действующую в его интересах, Н.Н. Веселова, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

А.А. Веселов обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о включении в наследственную массу социальной выплаты в размере 968 400 руб., начисленной при жизни его деду ФИО1. Требования мотивированы тем, что ФИО1 - инвалид Великой Отечественной войны, нуждался в улучшении жилищных условий, поэтому на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в отношении него был издан приказ №414 от 5 августа 2010 года о предоставлении ему социальной выплаты в размере 968 400 руб. на основании этого приказа 10 августа 2010г. в департамент финансов Костромской области поступила заявка на кассовый расход от 9 августа 2010г. на перечисление ФИО1 сумы 968 400 руб. на банковский счет Костромского ОСБ . 26 августа 2010г. ФИО1 умер. Денежные средства перечислены на его счет лишь 6 сентября 2010г. Проверкой прокуратуры г.Костромы по факту задержки перечисления денежных средства инвалиду войны, было установлено, что причиной несвоевременного перечисления явилось недобросовестное отношение к своим обязанностям сотрудников департамента финансов Костромской области. По состоянию на 11 августа 2010г. денежные средства на едином счете бюджета для обеспечения и перечисления данной выплаты имелись. 20 сентября 2010г. деньги в сумме 968 400 руб. со счета ФИО1 были сняты и возвращены в ОГУ «Центр социальных выплат» с формулировкой «возврат ошибочной перечисленных средств». Данные действия ответчика он считает незаконными, поскольку приказ от 5 августа 2010г. является правоустанавливающим документом, на основании которого деньги перестали быть собственностью государства и стали собственностью ФИО1. Он является наследником ФИО1 по завещанию, фактически принял наследство.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОГУ «Центр социальных выплат (далее ОГУ «ЦСВ») и Министерство регионального развития Российской Федерации.

При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования и просил обязать надлежащего ответчика перечислить на лицевой счет ФИО1 в структурном подразделении Костромского ОСБ <адрес> социальную выплату в сумме 968 400 руб. и включить указанную денежную сумму в наследственную массу ФИО1

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО7, Департамент финансов <адрес>.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель ОГУ «ЦСВт» по доверенности ФИО8 просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. Указывает на то, что предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения осуществляется по письменному заявлению ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Выделяемые из федерального бюджета денежные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В связи со смертью инвалида Великой Отечественной войны ФИО1 отсутствовали основания для предоставления денежной выплаты на улучшение его жилищных условий, поэтому перечисленные на эти цели денежные средства были отозваны и возвращены в федеральный бюджет.

Ссылаясь на положения ст. 1112 ГК РФ, полагает, что истец не имеет права на получение денежных средств, которые могли быть выделены ФИО1 на улучшение жилищных условий в порядке наследования по закону, так как в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о праве наследников ФИО1 на включение в состав наследственной массы социальной выплаты в сумме 968 400 руб.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с ФЗ «О ветеранах» (ст.23.2), ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.28.2) полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в том числе, по обеспечение их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета на реализацию данных мер социальной поддержки.

Во исполнение указанных федеральных законов постановлением Правительства РФ №614 от 15 октября 2005 года утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которыми также предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.5 Правил).

Постановлением администрации Костромской области от 8 июля 2008 года №224-а «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области» определено, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предоставляется в форме социальной выплаты на обеспечение жильем (п.1), Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области поручено организовать работу по предоставлению мер социальной поддержки, на ОГУ «ЦСВ» возложена обязанность осуществлять социальные выплаты на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (п.п.3,4). Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Костромской области за счет средств федерального бюджета (далее Порядок).

В силу п.9 Порядка департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по мере поступления из федерального бюджета средств на предоставление социальной выплаты запрашивает у ОГУ «ЦСВ» учетные дела граждан в соответствии с установленной очередностью и с учетом положений абзаца второго пункта 6настоящего Порядка; в 10-дневный срок со дня поступления учетных дел принимает решение о предоставлении гражданину социальной выплаты и информирует об этом ОГУ «ЦСВ».

      ОГУ «ЦСВ» обязано в 3-дневный срок со дня получения информации из департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области уведомить граждан о предоставлении социальных выплат; в течение 5 банковских дней предоставить социальные выплаты гражданам путем перечисления средств на счета, открытые получателями в кредитных учреждениях (п.10 Порядка).

В порядке исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» инвалид Великой Отечественной войны Н.М. Веселов включен в приказ Департамента социальной защиты, опеки и попечительства Костромской области от 5 августа 2010 года №414 на предоставление социальной выплаты. Однако ОГУ «ЦСВ» в нарушение п.10 Порядка не известил Н.М. Веселова в 3-дневный срок со дня получения указанной информации из департамента. 9 августа 2010 года ОГУ «ЦСВ» была составлена заявка на кассовый расход по перечислению социальной выплаты на счет Н.М. Веселова, которая в соответствии с п.10 правил подлежала исполнению в течение 5 банковских дней, то есть по 16 августа 20101 года, как правильно указал суд.

При этом суд обоснованно исходил из того, что Порядком не предусмотрено каких-либо оснований для продления или отложения срока выплаты, поэтому с того момента, когда социальная выплата должна была поступить на лицевой счет ФИО1, она стала его собственностью.

Давая оценку доводам, содержащимся в возражениях на иск Минрегион России, также повторяющиеся в кассационной жалобе ОГУ «ЦСВ» о том, что право на улучшение жилищных условий является личным неимущественным правом умершего и в соответствии со ст.1112 ГК РФ не входит в состав наследства, как неразрывно связанное с личностью наследодателя, суд правильно указал, что в данном случае данная норма неприменима, поскольку право наследодателя на получение и использование социальной выплаты возникло при его жизни. Соответственно, социальная выплата в сумме 968 400руб., перечисленная на счет ФИО1 в нарушение срока, предусмотренного Порядком, после его смерти (26 августа 2010 года), подлежала включению в наследственную массу.

20 сентября 2010 года ОГУ «ЦСВ» необоснованно отозвал данную денежную сумму со счета ФИО1, поэтому суд правомерно удовлетворил иск и обязал ОГУ «ЦСВ» перечислить на счет ФИО1 социальную выплату в размере 968 400руб.

Довод жалобы о том, что в связи со смертью инвалида Великой Отечественной войны ФИО1 отсутствовали основания для предоставления денежной выплаты - улучшение жилищных условий, является несостоятельным в силу того, что как указано выше право на социальную выплату возникло при жизни ФИО1, однако он не смог реализовать свое право на ее получение не по своей вине, а в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей сотрудниками департамента финансов Костромской области, не перечисливших своевременно денежные средства.

Доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ОГУ «Центр социальных плат» ФИО8 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200