кассационное определение №33-103 от 31.01.2011 года



Судья Теселкина Н.В.                                                                                                 Дело №33-103

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«31» января 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н. и Демьяновой Н.Н.,

при секретаре Строговой М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Костромы Шаталовой Н.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 ноября 2010 г., которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Костромы к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы о предоставлении Илларионову Александру Александровичу по договору социального найма жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения Илларионова А.А. и прокурора Хрящевой Е.Ю., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Костромы, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Илларионова А.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Кострома об обязании предоставить Илларионову А.А. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм. Обосновывая исковые требования, указал, что прокуратурой г. Костромы на основании обращения Илларионова А.А. проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой было установлено, что Илларионов А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Кологривского районного народного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО отобраны несовершеннолетние дети ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Илларионов Александр, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Отец ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ Протоколом №3 заседания городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Илларионов А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в список детей-воспитанников детских домов. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Илларионов А.А. находился в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в профессионально-техническом училище №14 г. Неи Костромской области. Полагал, что Илларионов А.А., как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения и должен быть обеспечен жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы; департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области; комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома, администрация Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации г. Костромы по доверенности Шаталова Н.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. №250-О-П, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.3, ч.4 ст.49 ЖК РФ, указывает, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств. Обеспечение данной категории граждан вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случаях наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Полагает, что суд необоснованно при принятии решения руководствовался ч.3 ст.57 ЖК РФ, т.к. Закон субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не принят. Поскольку органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями, заявленные прокурором исковые требования не подлежат удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об обязанности Администрации г. Костромы по предоставлению Илларионову А.А. жилого помещения.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

Судом установлено, что Илларионов А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за которым не закреплено жилое помещение и который состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Костромы с ДД.ММ.ГГГГ

Право Илларионова А.А. на предоставление жилого помещения не оспорено.

Из материалов дела видно, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ Илларионову А.А. была предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес> По указанному адресу Илларионов А.А. с женой и дочерью проживал до ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время он проживает у знакомого без регистрации по адресу: <адрес> жилым помещением не обеспечен.

Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению Илларионову А.А. жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование городского округа г. Кострома в лице Администрации г. Костромы, не противоречит вышеприведенным нормам закона.

Согласуется данный вывод суда и с положениями ст. 6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», согласно которой данная категория детей обеспечивается вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Судом установлено, что свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области не имеется, в связи с чем, жилой площадью в силу закона Илларионов А.А. должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства. Кассационная жалоба не содержит ссылку на доказательства, которые бы опровергали этот вывод суда.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что к возникшим правоотношениям применимы нормы ч.3 ст.57 ЖК РФ.

После предоставления Илларионову А.А. жилого помещения Администрация г. Костромы не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилых помещений из средств соответствующего бюджета.

Доводы кассационной жалобы, аналогичные тем, которые были приведены в суде первой инстанции, не опровергают содержащиеся в решении выводы и не могут служить основанием для его отмены.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Костромы Шаталовой Н.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200