КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«31» января 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Демьяновой Н.Н.,
при секретаре Строговой М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Степановой М.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 октября 2010 г., которым удовлетворены исковые требования Даниловой Светланы Ивверовны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения представителй ГУ-УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Сучковой Т.В., Огурцовой О.В., Лавровой Н.Э., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Даниловой С.И. и ее представителя Малашенко Г.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Данилова С.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости; включении в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, периодов ее работы старшим методистом методического кабинета Управления культуры администрации Костромской области с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ Обосновывая исковые требования, истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа. Считала данное решение необоснованным и нарушающим ее права на пенсионное обеспечение. Ссылаясь на утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», полагала, что периоды ее работы старшим методистом методического кабинета Управления культуры администрации Костромской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев) должны быть включены в специальный стаж. Указала, что поскольку УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району в ее специальный стаж зачтено 23 года 11 месяцев и 8 дней, а решением Свердловского районного суда г. Костромы от 09 февраля 2010 г. в ее специальный стаж включен период работы по совместительству в Стрельниковской детской музыкальной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев), то стаж, дающий ей право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, составит 25 лет 05 месяцев 08 дней, что удовлетворяет условиям, установленным пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В ходе рассмотрения дела истица неоднократно уточняла исковые требования, окончательно сформулировала их следующим образом. Просила признать ее право на досрочную трудовую пенсию, включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью периоды ее работы старшим методистом методического кабинета Управления культуры администрации Костромской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавателем МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Костромы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с момента ее обращения в УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району.
От исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы преподавателем в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. отказалась. Производство по делу в указанной части прекращено.
Вышеуказанным решением суда ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области обязано назначить Даниловой С.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ. с включением в специальный стаж, дающий ей право на назначение досрочной пенсии периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (0-3-0), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (0-3-0), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0-3-0) в должности старшего методиста методического кабинета Управления культуры администрации Костромской области; периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя МОУ «Средняя общеобразовательная школа №».
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Степанова М.В. просит отменить решение суда в части включения периодов работы Даниловой С.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве преподавателя МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Указывает, что суд, сославшись в решении на наличие у Даниловой С.И. в оспариваемый период педагогической нагрузки и, определяя ее как значительную, превышающую 1 ставку, не обосновал данный факт нормативным документом. Обращает внимание, что педагогическая нагрузка за ставку заработной платы определяется на основании Постановления Правительства РФ №191 от 03.04.2003 г. «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений», согласно которому в общеобразовательных учреждениях, к которым относится МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», должность «преподаватель» не предусмотрена. Следовательно, должность «преподаватель» законодательно не может быть отнесена к штату общеобразовательной школы. Однако суд данное обстоятельство не принял во внимание. Кроме того, суд, указав в решении, что должность «преподаватель» предусмотрена в п.2 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 г., не учел требования п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, в соответствии с которым работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений». Из трудовой книжки истицы усматривается, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» в качестве «преподавателя и концертмейстера по ХЭЦ» (ХЭЦ-художественно-эстетический цикл). Считает, что музыкально-эстетическое отделение (отделение ХЭЦ), имея все признаки, присущие учреждениям дополнительного образования, данным учреждением не является, так как входит в состав общеобразовательной школы на правах структурного подразделения, следовательно, пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 г. не предусмотрено. Также данное структурное подразделение не предусмотрено п.13 Правил от 29.10.2002 г., где перечислены структурные подразделения организаций, работа в которых в должностях, указанных в Списке от 29.10.2002 г. засчитывается в льготный стаж.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по изложенным в жалобе доводам.
Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение по делу, и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью устанавливается лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Пунктом 3 ст. 28 данного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей давала право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором в разделе «Наименование учреждений» были указаны школы всех типов и наименований, а в разделе «Наименование должностей» содержалось указание на должность преподавателя.
С 1 ноября 1999 года применялись Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067.
В п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, указана должность «преподаватель», в п. 1 раздела «Наименование учреждений» в числе иных учреждений поименована «средняя общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов».
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В пункте 1 данного Списка в разделе «Наименование должностей» указана должность «преподаватель», в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» - «школы всех наименований».
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Данилова С.И. ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность преподавателя и концертмейстера средней школы № г. Костромы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. С ДД.ММ.ГГГГ школа была переименована в муниципальную среднюю общеобразовательную школу № г. Костромы, с ДД.ММ.ГГГГ - в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Костромы.
В должности преподавателя школы № истица работала в оспариваемые ответчиком периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Управления ПФР по г. Костроме и Костромскому району Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № Даниловой С.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Отказывая Даниловой С.И. в назначении досрочной трудовой пенсии и включении указанных периодов работы в должности преподавателя в школе №, ответчик исходил из того, что в школе № организовано структурное подразделение - музыкально-эстетическое отделение, в котором осуществляется дополнительное образование детей, это отделение имеет все признаки, присущие учреждениям дополнительного образования, однако данным учреждением не является, так как входит в состав общеобразовательной школы на правах структурного подразделения. «Музыкальное отделение» не предусмотрено пунктом 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 в качестве структурного подразделения, стаж работы в котором засчитывается в специальный стаж. Кроме того, у Даниловой С.И. отсутствует факт работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений», стажа работы в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев на 01.01.2001 года не имеется.
Разрешая спор и отвергая основания отказа во включении в специальный стаж, приведенные ответчиком, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2005 года № 25, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции на основании подробного анализа представленных документов, с учетом характера, специфики, условий осуществляемой истицей работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемой ею должности в школе №, нагрузки, направления деятельности учебного заведения, установлено, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» является государственным образовательным учреждением для детей с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, в соответствии с лицензией школа имеет право ведения образовательной деятельности: общеобразовательной и дополнительной по программе художественно-эстетической направленности.
Судом установлено, что в спорные периоды истица осуществляла преподавательскую деятельность в школе, проводила занятия с учащимися с первого по восьмой классы по программе, утвержденной руководством общеобразовательной школы, а не структурного подразделения, выполняла учебную нагрузку, что не оспорено представителями ответчика ни в суде первой инстанции, ни в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что, работая в должности преподавателя в школе №, истица выполняла работу, которая подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, следует признать правильным.
Кроме того, занимаемая истицей должность - «преподаватель» и образовательное учреждение, в котором она осуществляла педагогическую деятельность - «школа» включены в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Ранее действовавшими Списками занимаемая Даниловой С.И. должность и образовательное учреждение также были предусмотрены.
При таких обстоятельствах суд принял правильное решение о включении периодов работы истицы в школе № в специальный стаж и обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ - со дня обращения за назначением пенсии.
Доводы кассационной жалобы ответчика повторяют позицию, высказанную его представителями в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, доказательствам, представленным сторонами, суд дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Из мотивировочной части решения подлежит исключению 6 абзац на странице 9, содержащий ошибочный вывод об отсутствии у Даниловой С.И. права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Степановой М.В. - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения 6 абзац на странице 9, содержащий вывод об отсутствии у Даниловой С.И. права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Председательствующий:
Судьи: