кассационное определение от 13.07.2011 года №33-1029



Судья Кучина Е.А.                                                                                      Дело № 33-1029

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«13» июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Демьяновой Н.Н. и Муравьевой Е.А.,

при секретаре Строговой М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Таракановой Зои Ильиничны, Смирновой Маргариты Геннадьевны, Балашовой Раисы Ивановны, Свергуненко Татьяны Владимировны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 апреля 2011 года, которым им отказано в удовлетворении исков к военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тараканова З.И., Смирнова М.Г., Балашова Р.И., Свергуненко Т.В. обратились в суд с исками к военному комиссариату Костромской области о перерасчете пенсий исходя из реальной стоимости общевойскового продовольственного пайка с учетом роста потребительских цен и компенсации морального вреда. Требования мотивировали тем, что они являются пенсионерами Министерства обороны РФ. Согласно ст.ст. 43, 49 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в состав денежного довольствия для исчисления пенсий военным пенсионерам входит оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и месячная стоимость продовольственного пайка до 01 декабря 2007 г. Увеличение любой составляющей для исчисления пенсии должно повлечь пересмотр пенсии. Поскольку статус военнослужащего ими утрачен при увольнении с военной службы, то денежная компенсация взамен продовольственного пайка, предусмотренная п.3 ст.14 ФЗ «О статусе военнослужащих», в отношении них применяться не может. Однако с 01 января 2000 г. пенсионерам Минобороны РФ для исчисления пенсии включалась компенсация за продовольственный паек в размере 608,33 руб. вместо месячной стоимости продпайка, которая по данным ЦПУ Минобороны РФ составляла 2 812,80 руб. (93,76 руб. в сутки). Со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 г. №583-О-О, определение Верховного Суда РФ от 28.07.2009 г. №21-В09-12, практику Европейского Суда по правам человека указали, что исчисление размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка исходя из положений федеральных законов о бюджете на 2000-2007 гг. в размере 20 руб. в сутки не обосновано.

Тараканова З.И. просила взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, Смирнова М.Г. просила недополученную пенсию за период с 01.09.2005 года по 01.12.2007 года в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, Балашова Р.И. взыскать недополученную пенсию за период с 01.11.2002 года по 01.12.2007 года в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, Свергуненко Т.В. просила взыскать недополученную пенсию за период с 01.01.2003 года по 01.12.2007 года в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей

Определением судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 04 апреля 2011 года дела по искам Таракановой З.И., Смирновой М.Г., Балашовой Р.И., Свергуненко Т.В объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

По делу постановлено указанное выше решение.

В кассационных жалобах Тараканова З.И., Смирнова М.Г., Балашова Р.И., Свергуненко Т.В. просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального права, направить дело на новое рассмотрение. Анализируя ст. 43 Федерального закона от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей», Постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941, указывают, что месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку и продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения и перерасчета пенсии. В связи с этим, считают, что суд неправильно применил к возникшим правоотношениям нормы бюджетного законодательства, а вывод суда о расчете пенсий с учетом размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка, установленного федеральными законами о бюджете на 2000-2007г.г. в размере 20 рублей в сутки не обоснован. Указывают также, что их личные дела в судебном заседании не обозревались, вместе с тем, в них имеются сведения о составляющих, из которых назначались пенсии. Одной из таких составляющих является месячная стоимость продовольственного пайка, а не денежная компенсация взамен его. Считают, что решение суда принято без учета правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальными федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а поскольку федеральными законами о федеральном бюджете с 2000 года устанавливалась выплата военнослужащим компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки и за оспариваемый истицами период эта сумма не изменялась, то оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

При этом суд, проанализировав положения ст.43 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей до 01 декабря 2007 года, ст.49 указанного Закона, п.14 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», правомерно исходил из того, что подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена с 2000 года федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.

В силу ст.162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» и соответствующих статей соответствующих законов на последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

В этой связи доводы кассационных жалоб о том, что суд не исследовал вопрос о том, из каких составляющих денежного довольствия истицам назначалась пенсия, не является основанием к отмене решения суда.

Поскольку решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, не противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ по спорному вопросу, то оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                     о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Балашовой Р.И., Смирновой М.Г., Таракановой З.И., Свергуненко Т.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: