кассационное определение №33-1346 от 31 августа 2011 г.



Судья Шабарова И.А.                                                                                            Дело № 33-1346

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«31» августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Демьяновой Н.Н. и Синицыной О.Р.,

при секретаре Поповой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Тараканова ФИО8 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 мая 2011 года, которым отказано в удовлетворении исков Тараканова ФИО9 и Кожевникова ФИО10 к военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения Тараканова Ю.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кожевников Г.П. и Тараканов Ю.В. обратились в суд с исками к военному комиссариату Костромской области о перерасчете пенсии за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года исходя из реальной стоимости общевойскового продовольственного пайка с учетом роста потребительских цен. Требования мотивировали тем, что они являются пенсионерами Министерства обороны РФ. Согласно ст. 43, 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в состав денежного довольствия для исчисления пенсий военным пенсионерам входит оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и месячная стоимость продовольственного пайка до 01 декабря 2007 года. Увеличение любой составляющей для исчисления пенсии должно повлечь пересмотр пенсии. Поскольку статус военнослужащего ими утрачен при увольнении с военной службы, то денежная компенсация взамен продовольственного пайка, предусмотренная п.3 ст.14 ФЗ «О статусе военнослужащих», в отношении них применяться не может. Однако с 01 января 2000 года пенсионерам Минобороны РФ для исчисления пенсии включалась компенсация за продовольственный паек в размере 608,33 руб. вместо месячной стоимости продпайка, которая по данным ЦПУ Минобороны РФ составляла 2 812,80 руб. (93,76 руб. в сутки). Со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 г. №583-О-О, определения Верховного Суда РФ от 28.07.2009 г. №21-В09-12, от 17.11.2006г. № 87-В06-7, практику Европейского Суда по правам человека указали, что исчисление размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка исходя из положений федеральных законов о бюджете на 2000-2007 гг. в размере 20 руб. в сутки не обосновано.

Кожевников Г.П. просил взыскать с ответчика задолженность по пенсии с учетом индексации в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере 70000 рублей.

Тараканов Ю.В. просил взыскать с ответчика задолженность по пенсии с учетом индексации в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Определением судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 13 мая 2011 года гражданские дела по искам Кожевникова Г.П. и Тараканова Ю.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

По делу постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Тараканов Ю.В. просит решение суда отменить и удовлетворить его требования. Полагает, что решение суда противоречит требованиям ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей» в части пересмотра пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка. Задолженность по пенсии в оспариваемый им период образовалась в результате недоплат по месячной стоимости продовольственного пайка в связи с удорожанием продуктов, входящих в общевойсковой паек. Ответчик в нарушение ст. 43 Закона при исчислении пенсии месячную стоимость продовольственного пайка не учитывал, подменяя эту составляющую пенсионного обеспечения денежной компенсацией военнослужащим взамен положенного продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, ссылаясь на бюджетное законодательство. Денежная компенсация взамен продовольственного пайка в отношении него применяться не может, так как статус военнослужащего он утратил, месячная стоимость продовольственного пайка и его денежная компенсация - различные понятия, также как и понятие денежное довольствие военнослужащего и денежное довольствие для исчисления пенсий. При расчете задолженности по пенсии он руководствовался данными Центрального продовольственного управления МО РФ, которое рассчитало стоимость общевойскового продовольственного пайка на основании среднестатистических данных Госкомстата России с учетом показаний изменения стоимости продуктов, входящих в паек. В обоснование своей позиции ссылается на практику Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальными федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а поскольку федеральными законами о федеральном бюджете с 2000 года устанавливалась выплата военнослужащим компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки и за оспариваемый истцами период эта сумма не изменялась, то оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

При этом суд, проанализировав положения ст.43 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей до 01 декабря 2007 года, ст.49 указанного Закона, п.14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», правомерно исходил из того, что подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена с 2000 года федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.

В силу ст.162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» и соответствующих статей соответствующих законов на последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании закона.

Решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, не противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ по спорному вопросу, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                     о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тараканова Ю.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: