Кассационное определение №33-1460 от 19.09.2011г.



Судья Д.Н. Шушков                                                                                                      № 33-1460

                                                                             

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего И.Ю. Веремьевой,

судей О.Р. Синицыной, С.В.Андреева,

при секретаре Е.В. Поповой,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудникова на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 30 июня 2011 г., которым удовлетворены исковые требования Ипатова Михаила Павловича к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в форме социальной выплаты и обязании ее предоставления.

Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, объяснения представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Р.Г. Гриценко, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Костромского областного суда

у с т а н о в и л а:

                

М.П. Ипатов обратился в суд с иском к администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района, администрации Шарьинского муниципального района, администрации Костромской области, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в виде социальной выплаты незаконным; признании решения заседания рабочей группы от 13 мая 2010 г. в части отказа в праве на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в виде социальной выплаты незаконным; признании за ним права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в виде социальной выплаты, в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г. и ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»; обязании департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области включить его в списки на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в виде социальной выплаты, произвести начисления и выплату. В обоснование требований указал, что в 2009 г. он обратился с заявлением на улучшение жилищных условий как участник Великой Отечественной войны. После предоставления в администрацию Шангского сельского поселения всех необходимых документов он был принят на учет на улучшение жилищных условий. В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г. и он как ветеран (участник) Великой Отечественной войны должен был получить социальную поддержку в виде денежной выплаты на улучшение жилищных условий (приобретение жилья). В начале июля 2010 г. им было получено уведомление из администрации Шангского сельского поселения об отказе в предоставлении социальной поддержки, с предложением об участии в программе по ремонту жилья ветеранов. Также был приобщен протокол от 13 мая 2010 г. заседания рабочей группы по проведению мониторинга обеспечения жильем ветеранов по рассмотрению спорных и отказных дел на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета. В протоколе указано, что истец не относится к категории ветеранов, установленных законодательством для обеспечения жильем, так как принимал участие в боевых действиях по ликвидации националистического подполья в послевоенные годы, а в Указе Президента РФ от 08 мая 2008 г. № 714 установлен период 1941-1945 г. С данной формулировкой он не согласен, поскольку органом власти неправильно истолкован Указ Президента РФ. В соответствии с Указом обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона «О ветеранах». Согласно документам истец в составе боевой войсковой части МВД № 3240 с марта 1951 г. по 31 декабря 1951 г. принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, в связи с чем признан ветераном (участником) Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., имеет соответствующее удостоверение и пользуется всеми льготами, предусмотренными законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны.

В ходе судебного разбирательства представитель истца А.С. Смирнов уточнил исковые требования и просил признать за М.И. Ипатовым право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в форме социальной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г., ст. 15, ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 г. и обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области предоставить М.П. Ипатову как ветерану Великой Отечественной войны меру социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в форме социальной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г., ст. 15, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Областное государственное учреждение «Центр социальных выплат», в качестве третьего лица Министерство регионального развития РФ.

Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 30 июня 2011 г. исковые требования Ипатова Михаила Павловича удовлетворены.

За М.П. Ипатовым как ветераном Великой Отечественной войны признано право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в форме социальной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г., статьями 15, 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах».

Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обязан предоставить М.П. Ипатову как ветерану Великой Отечественной войны меру социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в форме социальной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г., статьями 15, 23.2 ФЗ № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах».

В кассационной жалобе директор департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудников просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе М.И. Ипатову в удовлетворении исковых требований. Указывает, что положение подпункта «е» п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах» следует применять в части установления периода боевых действий по защите Отечества и распространять на граждан, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы и Эстонии до 03 сентября 1945 г. (до окончания Второй мировой войны). Письмом Министерства регионального развития РФ от 20 мая 2010 г. № 20847-ВТ/07 также четко ограничен период боевых действий с 22 июня 1941 г. по 03 сентября 1945 г. Указ Президента РФ от 08 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» как следует из названия, распространяется на ветеранов принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. В связи с тем, что истец принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины с марта 1951 г. по 31 декабря 1951 г., он не может быть обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета. За предоставлением социальной выплаты в областное государственное учреждение «Центр социальных выплат» истец не обращался, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области решение о предоставлении или об отказе в предоставлении социальной выплаты не принимал. Предоставление мер социальной поддержки носит добровольный заявительный характер и основывается на волеизъявлении граждан в виде подачи соответствующего заявления. М.П. Ипатов не заявлял о реализации своего права на получение социальной выплаты.

В возражениях относительно кассационной жалобы представитель М.И. Ипатова - А.С. Смирнов считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно кассационной жалобы судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что М.И. Ипатов является ветераном - участником Великой Отечественной войны как принимавший участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в период с 01 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеет право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в форме социальной выплаты.

Данные выводы суда мотивированы, соответствует требованиям закона, основания для признания их неправильными отсутствуют.

Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 1).

В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Подпунктом «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах" установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в том числе участники Великой Отечественной войны, к которым относятся и военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.

Материалами дел установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что М.П. Ипатов являясь военнослужащим принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в период с марта 1951 г. по 31 декабря 1951 г. (л.д.15). 15 мая 1990 г. ему установлена вторая группа инвалидности в связи с травмой на производстве (л.д. 17).

Постановлением главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 13.01.2010г. №3 М.П. Ипатов принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Поскольку истец в силу подпункта «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах» является ветераном Великой Отечественной войны и нуждается в улучшении жилищных условий, он имеет право на получение меры социальной поддержки - обеспечение жильем из средств федерального бюджета в форме социальной выплаты.

Содержащиеся в кассационной жалобе утверждения о том, что положения подпункта «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах» должны применяться с учетом времени окончания Второй мировой войны (3 сентября 1945 г.), что Указ Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 г. распространяется только на ветеранов принимавших участие в Великой Отечественной войне основаны на ошибочном толковании норм права.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы, выдвигавшиеся в суде первой инстанции, которые были рассмотрены и проанализированы судом и им дана правильная юридическая оценка.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, а в кассационной жалобе не приводится доводов, являющихся основаниями для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 30 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудникова - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: