Судья С.Ю. Жохова № 33-1600 03 октября 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: председательствующего И.А. Кулаковой, судей Ю.И. Шестанова, С.В. Андреева, при секретаре И.С. Шпилевой, рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу первого заместителя директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области В.А. Шилова на определение Шарьинского районного суда Костромской области от 12 июля 2011 г., которым изменен порядок исполнения решения Шарьинского районного суда Костромской области от 10 февраля 2011 г. Заслушав доклад судьи С.В. Андреева, объяснения представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Р.Г. Гриценко, поддержавшего доводы частной жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 10 февраля 2011 г. пункт 4 протокола заседания рабочей группы Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 14 сентября 2010 г. № 63 признан недействительным, в части отказа в выдаче сертификата А.Н. Комарову. Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обязан устранить допущенные нарушения, путем выдачи А.Н. Комарову государственного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обратился в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения указанного выше решения суда. В обоснование требований указал, что в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Таким образом, с 01 января 2011 г. государственные жилищные сертификаты не выдаются, следовательно, исполнить решение Шарьинского районного суда Костромской области от 10 февраля 2011 г. невозможно. Определением Шарьинского районного суда Костромской области от 12 июля 2011 г. постановлено: - об удовлетворении заявления департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области; -об изменении порядка исполнения решения Шарьинского районного суда Костромской области от 10 февраля 2011 г. в части реализации подпрограммы утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 года»; -считать обязанным департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области устранить допущенное нарушение, путем выдачи А.Н. Комарову государственного сертификата в рамках реализации подпрограммы утвержденной постановлением Правительства от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 года». В частной жалобе первый заместитель директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области В.А. Шилов просит определение суда отменить и разрешить вопрос по существу. Указывает, что вывод суда о том, что А.Н. Комаров не относится к категории военнослужащих, а является приравненным к ним, а следовательно на него не распространяется действие Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не соответствует действительности по следующим основаниям. Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области ссылается не на указанный нормативный правовой акт, а на Федеральный закон от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и ст.2 которого установлено, что граждане, уволенные со службы из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и условиях, предусмотренных для граждан уволенных с военной службы. Удовлетворяя требования департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области суд не изменил порядок и способ исполнения решения суда. Изучив материалы дела, оценив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение подлежащим отмене по следующим основаниям. Разрешая заявление, суд пришел к выводу о том, что порядок предоставления сертификата на получение социальной выплаты А.Н. Комарову должен быть осуществлен в рамках утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 года. С такими выводами суда согласиться нельзя. Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса. В соответствии со ст.203 ч.1 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. По смыслу приведенных норм суд не вправе по своей инициативе рассматривать вопросы об изменении способа и порядка исполнения решения. Поводом к рассмотрению таких вопросов судом могут являться исключительно заявления лиц, указанных в законе. При отсутствии оснований к удовлетворению соответствующего заявления суд не наделен правом выйти за рамки такого заявления и изменить способ и порядок исполнения решения по своему усмотрению, а не на тот, о котором просит заявитель за исключением случаев, когда об этом в установленном порядке подано заявление другими лицами. Указав, что заявление департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области подлежит удовлетворению и постановив, что департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обязан устранить допущенное нарушение, путем выдачи А.Н. Комарову государственного сертификата в рамках реализации подпрограммы утвержденной постановлением Правительства от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 года» суд не учел, что указанных требований не заявлялось. Из заявления департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области видно, что требование об изменении способа и порядка исполнения решения Шарьинского районного суда Костромской области от 10 февраля 2011г. обосновано невозможностью исполнения решения, поскольку с 1 января 2011г. государственные жилищные сертификаты не выдаются. При этом, в заявлении со ссылками на положения Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» указано на формы обеспечения жилыми помещениями: предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; предоставления жилого помещения по договору социального найма; предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Однако в заявлении не указано, что именно просит изменить заявитель, порядок или способ исполнения решения и каким именно образом. При таких обстоятельствах суду следовало уточнить заявленные требования, разъяснив заявителю последствия не совершения указанного действия. Кроме того суждения суда о несостоятельности доводов департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о возможности реализации прав А.Н. Комарова на жилье в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих» сделаны без анализа положений Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ, на который ссылался заявитель. Изменив порядок исполнения решения и указав в резолютивной части определения на обязанность выдачи А.Н. Комарову сертификата в рамках подпрограммы утвержденной Постановлением правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 года» суд не конкретизировал в рамках какой именно подпрограммы подлежит выдаче сертификат, хотя в программу «Жилище» на 2011-2015 года включены четыре подпрограммы. При указанных обстоятельствах определение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные нарушения не могут быть устранены в рамках кассационного судопроизводства. При новом рассмотрении заявления суду следует учесть изложенное, предложить департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области уточнить требования и их основания, на основании анализа норм материального права правильно определить юридически значимые обстоятельства и в зависимости от установленных данных постановить определение, отвечающее требованиям закона. Руководствуясь ст.374 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Определение Шарьинского районного суда Костромской области от 12 июля 2011 г. отменить, вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения Шарьинского районного суда Костромской области от 10 февраля 2011 г. направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий:- Судьи:-