Судья М.В. Воронина № 33-1583 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 05 октября 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: председательствующего Н.Ф. Никулинской, судей О.Р. Синицыной, С.В. Андреева, при секретаре М.М. Строговой, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе директора департамента социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудникова на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 07 июля 2011 г. которым признано незаконным решение департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области об отказе Масловой Любови Васильевне в получении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета; ОГУ «Центр социальных выплат» обязан включить Л.В. Маслову в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, и произвести социальную выплату. Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, объяснения представителя Л.В. Масловой - С.Б. Макова, считавшего, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия Костромского областного суда у с т а н о в и л а: Л.В. Маслова обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрации муниципального района г. Нея и Нейского района, администрации Михалевского сельского поселения Нейского муниципального района об обязании департамента социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области предоставить социальную выплату на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета. В обоснование требований указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. 17 марта 2010 г. главой администрации Михалевского сельского поселения было вынесено постановление о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в категорию «Награжденные орденами и медалями СССР, РСФСР и РФ». 01 июля 2010 г. на основании постановления главы администрации Михалевского сельского поселения она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в категорию «Инвалиды Великой Отечественной войныВ» с даты подачи заявления о принятии на учет - 04.03.2010 г. Ее муж ФИО4 в период с 17 ноября 1944 г. по 15 мая 1951 г. проходил военную службу в рядах Советской Армии в воинском звании ефрейтор. 15 июня 2005 г. ему было выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны, в соответствии с которым он имел право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». Муж умер ДД.ММ.ГГГГ 29 декабря 2010 г. она обратилась в администрацию муниципального района района, чтобы узнать, когда она сможет получить социальную выплату на улучшение жилищных условий в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах». 26 января 2011 г. в ее адрес был направлен ответ, из которого следовало, что она была снята с очереди в соответствии с письмом департамента социальной защиты населения Костромской области от 11 ноября 2010 г. и выписки из протокола заседания рабочей группы по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Ей было отказано в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий по той причине, что ее муж относился к категории лиц, льготы которым установлены ст. 17 ФЗ «О ветеранах» и права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не имел. К участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГУ «Центр социальных выплат». 7 июля 2011г. Свердловским районным судом г. Костромы постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе директор департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудников просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе Л.В. Масловой в удовлетворении требований. Указывает, что муж истицы являлся участником Великой Отечественной войны с правом на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 ФЗ «О ветеранах», которая предусматривает обеспечение жильем ветеранов за счет средств федерального бюджета в случае выселения их из занимаемых ими служебных жилых помещений. Право Л.В. Масловой на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета является производным от права ее умершего супруга. Факт смерти супруга не влияет на объем мер социальной поддержки, полагающихся истице, как вдове умершего участника Великой Отечественной войны. Таким образом, Л.В. Маслова имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в случае выселения ее из занимаемого служебного жилого помещения. Проверив материалы дела, исследовав материалы дела №5 по постановке Л.В. Масловой на учет, как нуждающейся в жилом помещении, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований. Этот вывод судом мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется. Решение суда основано на правильно примененных нормах материального права, перечень и анализ которых приведен в мотивировочной части решения. Указом Президента Российской Федерации №714 от 7 мая 2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (п. 1). В силу подпункта «з» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно части 2 статьи 21 указанного закона (в ред. ФЗ от 18.07.2009г., 22.07.2010г.) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы. По смыслу данного закона, направленного на укрепление гарантий социальной поддержки семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, право на меры социальной поддержки, дополнительно к указанным ранее, приобрели и супруги умерших участников Великой Отечественной войны. Указанным законом расширен и уточнен круг членов семей ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которым предоставляются меры социальной поддержки. Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как видно из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, Л.В. Маслова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО4, в новый брак не вступала. Согласно справок военного комиссариата Костромской области (л.д.13, 14), а также копии военного билета, находящегося в материалах дела №5 по постановке Л.В. Масловой на учет, как нуждающейся в жилом помещении ФИО4 проходил военную службу в период с ноября 1944 г. по май 1951 года. 10 июня 2009 года Л.В. Масловой выдано удостоверение о том что она имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» (л.д.8). Постановлением главы администрации Михалевского сельского поселения от 01.07.2010 г. № 34 Л.В. Маслова признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи заявления о принятии на учет. Из выписки из протокола № 6 заседания рабочей группы по проведению мониторинга обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны по рассмотрению спорных и отказных дел ветеранов на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета от 29.10.2010г. и письма департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 09.02.2011г. видно, что Л.В. Масловой было отказано в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета со ссылкой на то, что её муж при жизни имел право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Разрешая спор, суд на основании анализа приведенных выше норм и обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о том, что Л.В. Маслова нуждается в улучшении жилищных условий и относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Суд обоснованно не согласился с доводами ответчика о том, что право истицы на обеспечение жильем производно от права её умершего супруга, ветерана Великой Отечественной войны ФИО4, и не может быть больше по объему. Не основан на законе и довод жалобы о том, что, поскольку ФИО4 при жизни имел право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, то и истица вправе претендовать на обеспечение жильем лишь при выселении её из служебного жилого помещения. Возникшие между сторонами правоотношения по обеспечению вдовы участника Великой Отечественной войны жильем за счет средств федерального бюджета, в полном объеме регулируются подпунктом 4 п. 1 и п.2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Каких - либо дополнительных условий и ограничений для предоставления предусмотренных данными нормами права мер социальной поддержки супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, ни Указ Президента Российской Федерации №714 от 7 мая 2008 г., ни Федеральный закон «О ветеранах» не содержат. Как было указано выше, данные меры социальной поддержки супруги умерших участников Великой Отечественной войны приобрели дополнительно к ранее установленным. Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 07 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудникова - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: