КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«10» октября 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Болонкиной И.В.,
судей Шестанова Ю.И., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Маковейчук О.Б.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе директора департамента по труду и занятости населения Костромской области Брезгина В.М. на решение Кологривского районного суда Костромской области от 28 июля 2011 года, которым исковые требования прокурора Кологривского района в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному казённому учреждению «Центр занятости населения по Кологривскому району», департаменту по труду и занятости населения Костромской области, администрации Кологривского муниципального района Костромской области о понуждении к устранению нарушений прав и законных интересов инвалидов, ограниченных в возможности передвижения, удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Костромского областного суда Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, доводы кассационной жалобы несостоятельными, судебная коллегия
установила:
Прокурор Кологривского района обратился в суд с иском к ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», администрации Кологривского муниципального района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к устранению нарушений прав и законных интересов инвалидов, ограниченных о возможности передвижения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой в ходе проверки установлено, что помещение ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», расположенное по адресу: г. Кологрив, ул. Павлова, д. 52, находящееся в собственности администрации Кологривского муниципального района Костромской области и переданное ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району» на основании договора безвозмездного срочного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения ГОСТ Р 52496-2005», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. № 533-ст. не оборудовано специальными устройствами, приспособлениями для передвижения инвалидов, а именно пандусами и поручнями. Прокурор просил признать незаконным бездействие ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», администрации Кологривского муниципального района Костромской области по непринятию мер для установки пандусов и поручней у входа в помещение ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району» и обязать ответчиков установить у входа в здание в помещение ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району» пандусы, поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент по труду и занятости населения Костромской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, Отдел судебных приставов по Кологривскому району УФССП по Костромской области, департамент финансов Костромской области, Костромская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Межрайонный ТОСЗН, ОиП № 5.
В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования изменил, просил признать незаконным бездействие ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», департамента по труду и занятости населения Костромской области, администрации Кологривского муниципального района Костромской области по непринятию мер для установки пандусов и поручней у входа в помещение ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», расположенное в здании по адресу: Костромская область, г. Кологрив, ул. Павлова, д. 52, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски; обязать ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», департамент по труду и занятости населения Костромской области, администрацию Кологривского муниципального района Костромской области разработать в срок до 15 сентября 2011 г. и представить в срок до 01 октября 2011 г. на утверждение в департамент государственного имущества и культурного наследия по Костромской области проектно-сметную документацию по оборудованию входа в здание ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району» по адресу: Костромская область, г. Кологрив, ул. Павлова, д. 52, пандусами, поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски; после утверждения проектно-сметной документации обязать ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», департамент по труду и занятости населения Костромской области, администрацию Кологривского муниципального района Костромской области установить у входа в здание в помещение ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району» пандусы, поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в срок до 01 декабря 2011 г.
Решением Кологривского районного суда Костромской области от 28 июля 2011г. признано незаконным бездействие ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», департамента по труду и занятости населения Костромской области по непринятию мер для установки пандусов и поручней у входа в помещение ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», расположенное в здании по адресу: Костромская область, ул. Павлова, д. 52, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.
Данным решением суд обязал ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району, департамент по труду и занятости населения Костромской области разработать проектно-сметную документацию по оборудованию входа в здание в помещение ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району» по адресу: Костромская область, г. Кологрив, ул. Павлова, д. 52, пандусами, поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в срок до 01 октября 2011 г. и предоставить разработанную проектно-сметную документацию в срок до 15 октября 2011 г. на утверждение в департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области. После утверждения проектно-сметной документации суд обязал ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», департамент по труду и занятости населения Костромской области установить у входа в помещение ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району» пандусы, поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в срок до 15 декабря 2011 г.
В удовлетворении исковых требований к администрации Кологривского муниципального района Костромской области отказано.
В кассационной жалобе директор департамента по труду и занятости населения Костромской области Брезгин М.В. просит решение суда отменить. Считает его незаконным, постановленным с нарушением норм материального права. Полагает, что судом не принята во внимание возможность предоставления государственных услуг в сфере занятости населения с использованием мобильных центров занятости (на базе специально оборудованных и оснащенных транспортных средств) или на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Такая возможность регламентирована Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 ноября 2007 г. № 680, и может распространяться и на иные услуги в сфере занятости. Такой вариант решения проблемы будет более приемлемым и выполнимым, учитывая, что здание является объектом культурного наследия и закреплено за Центром занятости на праве оперативного управления. Принятое судом решение, по мнению кассатора, может препятствовать заключению администрацией Кологривского района (собственником здания) арендного договора на новый срок, чем будут нарушены интересы инвалидов. Указывает, что средства на работы, указанные в решении суда, не предусмотрены утвержденной сметой, что делает его невыполнимым.
В возражениях относительно кассационной жалобы заместитель прокурора Кологривского района Апалько Р.Ю. полагает решение суда законным и обоснованным, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из принципа диспозитивности, с учетом положений статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела по существу суд кассационной инстанции проверяет обжалуемое решение в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Сводом правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», строительными нормами и правилами СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, предусмотрена необходимость создания пандусов и поручней к опорным стационарным устройствам по ГОСТу.
Таким образом, положения указанных правовых норм направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусматривается обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Факт нарушения доступности здания, занимаемого ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району», для маломобильных групп населения нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
Согласно представленных в материалы дела фотографий пандус и поручни на наружной лестнице при входе в здание ОГКУ «Центр занятости населения по Кологривскому району» по адресу: г. Кологрив, ул. Павлова, д. 52, отсутствуют, что также не оспаривалось представителями ответчиков в судебном заседании.
Доказательств того, что данный объект невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, ответчиками в суд не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие указанных приспособлений в здании Центра занятости препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи, с чем требования прокурора являются обоснованными.
Одним из доводов кассационной жалобы является то, что расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не предусмотрены в смете на 2011 год.
Судебная коллегия полагает, что указанное обстоятельство не должно влиять на реализацию гражданских, экономических, политических и других прав и свобод инвалидов, предусмотренных Конституцией РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что принятое решение суда может препятствовать заключению администрацией Кологривского муниципального района Костромской области, собственником здания, арендного договора на новый срок, нельзя признать обоснованными. В ходе судебного разбирательства представитель администрации района Жовтан Е.Б. поясняла, что если Центру занятости необходимо будет проводить работы по установке пандуса, то со стороны администрации возражений не будет. Вопрос о продлении договора аренды (безвозмездного пользования) будет рассмотрен при поступлении заявки. Администрация не против его продления (протокол судебного заседания от 30.06.2011 г.).
Довод о том, что судом не принята во внимание возможность предоставления государственных услуг в сфере занятости населения с использованием мобильных центров занятости (на базе специально оборудованных и оснащенных транспортных средств) или на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, также не может являться основанием к отмене решения. Необходимость исполнения требований СНиП и СП в данных правоотношениях обусловлена нормами Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Указанный Закон не ставит в зависимость необходимость создания условий соблюдения прав инвалидов от возможности использования мобильных центров. Ссылок на наличие в г. Кологриве многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг кассационная жалоба не содержит.
Таким образом, решение основано на представленных сторонами доказательствах, исследованных и оцененных судом по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом правильного определения предмета доказывания и распределения бремени доказывания по смыслу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кологривского районного суда Костромской области от 28 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу директора департамента по труду и занятости населения Костромской области Брезгина В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: