Кассационное определение №33-1512 от 26.09.2011г.



Судья Н.В. Теселкина                                                             № 33-1512

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего И.Ю. Веремьевой,

судей Н.Н. Демьяновой, С.В. Андреева,

при секретаре Е.В. Федоровой,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Согина Сергея Николаевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 июля 2011 г., которым частично удовлетворены исковые требования Согина Сергея Николаевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о включении спорных периодов в специальный стаж.

Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, объяснения С.Н. Согина, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Костромского областного суда

у с т а н о в и л а:

                

С.Н. Согин обратился в суд с иском к ГУ управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромской области, ОАО «Костромацентргазстрой» об обязании предоставить дополнительные документы и выдать справку о специальном стаже с 11 марта 2002 г. по 03 марта 2004 г. за работы на объекте использования атомной энергии (далее по тексту - ОИАЭ) по Списоку № 2 для предоставления в Пенсионный фонд г. Костромы. В обоснование требований указал, что ответчик искажает сведения и факты его работы на ОИАЭ, скрывает документы от экспертов при проверках предприятия и от прокуратуры г. Костромы. Ответчик умышленно предоставил второстепенные и неполные сведения для проведения экспертиз работникам лаборатории, мешал проведению полного расследования, самовольно ухудшил положения работников ОИАЭ и заставлял в приказном порядке работать по 8 часов при вредных условиях. За 6 лет он зафиксировал у ответчика много документов, но часть из них до сих пор не рассматривали. Ответчик умышленно исказил законодательство РФ путем издания приказа №81 от 2003 г., который ухудшил положения работников на ОИАЭ и противоречил санитарным нормам, а также не предоставил важных документов.

В ходе судебного разбирательства С.Н. Согин уточнив исковые требования, окончательно просил обязать ГУ управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромской области включить ему в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со Списком №2 (коды позиций 23302000-17541 и 23306000-17541), период его работы с 11 марта 2002 г. по 05 декабря 2003 г., в остальной части исковые требования не поддержал.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 28 июля 2011 г. исковые требования С.Н. Согина удовлетворены частично.

ГУ- управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области обязано включить в специальный трудовой стаж Согина Сергея Николаевича, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда, периоды его работы в должности начальника лаборатории в ОАО «Костромацентргазстрой» 15 и 17 октября 2003 г.

В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж С.Н. Согина иных периодов работы в должности начальника лаборатории в ОАО «Костромацентргазстрой» отказано.

В кассационной жалобе С.Н. Согин просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что судом ошибочно принято во внимание решение мирового судьи судебного участка №3 г. Костромы от 16 августа 2006 г. Судом искажены слова истца и свидетеля. Они участвовали в транспортировке опасного груза ежедневно от двух до четырех часов по городу и району. Кроме транспортировки С.Н. Согин контролировал работу дефектоскопистов, замерял уровни гаммаизлучения для определения зоны опасного излучения и следил за выполнением таких работ, за соблюдением санитарных правил и норм, за отсутствием простых работников и граждан на ограждаемой территории. Судом сделаны ошибочные выводы о том, что истец не работал с источниками ионизирующего излучения кроме двух дней.

Проверив материалы дела, исследовав материалы гражданских дел 2-504/07, 2-993/06, 2-11/06, материал проверки №2110 ОМ №2 при УВД г. Костромы, пенсионное дело С.Н. Согина, табеля учета использования рабочего времени работников с вредными условиями труда за январь-декабрь 2003г., материалы по заключениям ГИТ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что достоверно подтвержден период работы истца в условиях труда подлежащих включению в специальный стаж 15 и 17 октября 2003 г., в остальной период его работы документального подтверждения работы его в условиях труда, определенных Списком №1, а также Списком №2 в течение полного рабочего дня не нашли подтверждения.

Решение суда в части включения С.Н. Согину в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда, периодов его работы в должности начальника лаборатории в ОАО «Костромацентргазстрой» 15 и 17 октября 2003 г. сторонами по делу не обжалуется, и в силу положений ч.1 ст. 347 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.

В части отказа в удовлетворении исковых требований С.Н. Согина о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии иных периодов работы, за время работы с 11 марта 2002 г. по 05 декабря 2003 г.решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Согласно подпункту 2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Данным Списком в разделе ХХХ11 «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений и бериллием» подразделе 2 «Работы на предприятиях, в научно - исследовательских институтах, лабораториях,                   конструкторских и опытно - конструкторских организациях» предусмотрены: рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте технологического оборудования в этих условиях (код - 23302000-17541), а в подразделе 6 «Работы по захоронению и транспортировке радиоактивных веществ; работы по дезактивации, дегазации и обеспыливанию спецодежды и                  оборудования, загрязненных радиоактивными веществами и бериллием» предусмотрены:     рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на погрузке, разгрузке, перегрузке, транспортировке, сборе, переработке, хранении и                  захоронении       радиоактивных        веществ, радиоактивных отходов и бериллия, а также дезактивацией и дегазацией оборудования, помещений, транспортных средств, сбором, ремонтом, дезактивацией и обеспыливанием спецодежды (код- 23306000-17541).

В пункте 5 Разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996г. № 29 указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Материалами дела установлено, что С.Н. Согин в спорный период работал в ОАО «Костромацентргазстрой» в должности начальника лаборатории.

Суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что он фактически постоянно в течение всего рабочего дня работал непосредственно с источником ионизирующего излучения, исходя из того, что должностной инструкцией начальника лаборатории предусмотрены иные трудовые функции.

Как видно по делу в ОАО «Костромацентрогазстрой» для выполнения работ использовался гаммадефектоскоп Гаммарид 170/400.

Из ответа главного государственного санитарного врача по Костромской области от 30.01.2004 г. следует, что активность радионуклида - иридий - 192 в дефектоскопе составляет 8.6 Ки., что составляет 4000 мг.- экв. радия.

Нормами радиационной безопасности НРБ-99, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 2 июля 1999 года, применявшимися для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения и обязательными для всех юридических лиц, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администраций субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации понятие рабочего места установлено как место постоянного или временного пребывания персонала для выполнения производственных функций в условиях воздействия ионизирующего излучения в течение более половины рабочего времени или двух часов непрерывно, а понятие персонала - лица, работающие с техногенными источниками излучения (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б).

Списком работников ОАО «Костромацентрогазстрой» С.Н. Согин как начальник лаборатории был отнесен к персоналу группы «А», как лицо имеющее право работы с ИИИ.

Приказом №32 от 20.03.2002 г. С.Н. Согин как начальник лаборатории назначен ответственным за учет, хранение, эксплуатацию, транспортировку дефектоскопов, организацию хранения и сдачи радиоактивных отходов.

Данные обстоятельства указывают на то, что истец был допущен к выполнению работ с источниками ионизирующего излучения и однако из должностной инструкции начальника лаборатории не усматривается, что он был занят на работах постоянно в течении всего рабочего дня с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте технологического оборудования в этих условиях, либо постоянно занят на транспортировке радиоактивных веществ.

Приведенные в кассационной жалобе доводы, как и доводы С.Н. Согина в суде кассационной инстанции о том, что он непосредственно выполнял работу на гаммадефектоскопе, выводов суда по этому вопросу не опровергают.

Из заключения государственной экспертизы условий труда от 10 февраля 2006 г., проведенной на основании определения мирового судьи судебного участка № 3 г. Костромы от 28 декабря 2005 г. следует, что документально подтверждена занятость С.Н. Согина в условиях труда, определенных Списком № 2 в течение полного рабочего дня 15 и 17 октября 2003 г.

Утверждения С.Н. Согина о некомпетентности эксперта ни чем не подтверждены.

Заключение эксперта оценено судом в совокупности с другими доказательствами.

Так из исследованных судом материалов усматривается, что источники ионизирующих излучений хранились в специальном хранилище.

Проведенным 04.12.2003 г. хронометражем перевозки ИИИ и просвета стыков зафиксировано время необходимое для получения ИИИ в хранилище, погрузки в автомашину до выезда автомашины - не более 5 минут.

Перечнем утвержденным генеральным директором ОАО «Костромацентргазстрой» от 20 марта 2003г. должность начальника лаборатории не отнесена к числу должностей, работа на которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.

Приказом директора ОАО «Костромацентргазстрой» от 28.01.2002г. №13 обязанность по ведению индивидуальных табелей учета рабочего времени, связанного с работами, дающими право на льготное пенсионное обеспечение, возложена на начальника лаборатории.

Из копий табелей учета использования рабочего времени в условиях воздействия вредного фактора ИИИ за сентябрь - декабрь 2003 г. имеющихся в материалах по заключениям ГИТ видно, что С.Н. Согин не указан в числе лиц работавших в условиях ИИИ, причем указанные табеля составлял сам С.Н. Согин.

В журнале индивидуального дозиметрического контроля за 2002 -2003 годы данные по дозиметрическому контролю на С.Н. Согина отсутствуют, однако указаны данные по такому контролю на дефектоскопистов и водителя.

Допустимых доказательств, подтверждающих полную занятость истца не менее 80 процентов рабочего времени в условиях труда, предусмотренных Списком № 2, суду не представлено.

Ссылки С.Н. Согина на то, что его работу можно определить по специальным журналам, которые велись в лаборатории, не могут являться основанием к отмене решения, поскольку такие журналы суду не представлялись и не исследовались.

Кроме того, из заключения комиссии по расследованию обстоятельств пропажи документации из лаборатории, имеющегося в материалах пенсионного дела, видно, что журнал приема- выдачи радиоактивных источников, как и журнал учета физического контроля сварных стыков ОАО «Костромацентргазстрой» утрачены.

Указание у кассационной жалобе о том, что судом ошибочно принято во внимание решение мирового судьи судебного участка №3 г. Костромы от 16 августа 2006 г. безосновательно.

В соответствии со ст. 61 ч.2 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Доводы кассационной жалобы о том, что судом искажены слова истца и свидетеля несостоятельны.

Из материалов дела видно, что замечания на протокол судебного заседания С.Н. Согиным не подавались.

Помимо этого под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции, а п.3 ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен запрет на подтверждение характера работы показаниями свидетелей.

Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.       

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Согина Сергея Николаевича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: