Судья Кукушкина О.Л. Дело № 33-1559 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: председательствующего Болонкиной И.В., судей Веремьевой И.Ю., Синицыной О.Р., при секретаре Строговой М.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Коротковой Ирины Константиновны на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 18 августа 2011 года, которым в иске Коротковой Ирины Константиновны к департаменту агропромышленного комплекса Костромской области о признании права на получение субсидии в повышенном размере и взыскании денежных средств отказано. Заслушав доклад судьи Синицыной О.Р., выслушав объяснения представителя Коротковой И.К. - по доверенности Водолагина К.П., третье лицо Короткова М.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя департамента агропромышленного комплекса Костромской области Игнатьеву Н.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия установила: Короткова И.К. обратилась в суд с иском к департаменту агропромышленного комплекса Костромской области (далее департамент АПК) о признании за ней права на получение субсидии, предусмотренной ст.19 ФЗ «О ветеринарии» за изъятых животных в размере 456 911,32 руб. (с учетом увеличения). Свои требования мотивировала тем, что она занималась разведением свиней, при проведении внепланового противоэпизоотического обследования свинопоголовья, принадлежащего ей, было установлено массовое заболевание и падеж свинопоголовья разных возрастных групп. По заключению ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии от 30 июля 2010 года установлена причина заболевания - обнаружен геном вируса классической чумы свиней. 30 июля 2010 года распоряжением Главы администрации муниципального района г.Нерехты и Нерехтского района ее личное свиноводческое хозяйство признанно очагом по классической чуме свиней, а деревня Ежово Нерехтского района, где она проживает с семьей и ведет личное хозяйство, - неблагоприятным населенным пунктом. Введение карантина в июле 2010 года и проведение мероприятий по ликвидации и недопущению распространения классической чумы к положительным результатам не привели. В связи с этим, 18 марта 2011 года администрацией Костромской области было принято постановление №77-а «Об организации и проведения отчуждения свиней». По факту отчуждения животных при ликвидации очага классической чумы свиней, 6 апреля 2011 года был составлен соответствующий акт, который является основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическим лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, предусмотренного Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов опасных болезней, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 мая 2006 года №310. 11 апреля 2011 года директор департамента АПК уведомил её о том, что принято решение о выплате субсидии за отчужденных животных. Согласно справки-расчета причитающейся субсидии за отчуждение свиней ответчик обязался выплатить ей 324 308,83 руб. Однако она не согласна с оценкой стоимости изъятого имущества. Согласно справки Федеральной службы Госстатистики по Костромской области средняя цена на свиней живых по Костромской области в апреле 2011 года составила 75 561,09 руб. за тонну, то есть 75,56 руб. за 1 кг. Исходя из веса отчужденного поголовья и указанной цены, считает, что имеет право на получение субсидии в повышенном размере - 456 911,32 руб. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент финансов Костромской области и Коротков А.М. По делу постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Короткова И.К. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что суд в нарушение процессуальных норм не исследовал и не дал оценки всем доказательствам по делу. Ответчик не представил суду доказательств, проведенного им мониторинга закупочной цены живого веса свинины по заготовительным предприятиям Костромской области, на проведение которой имеется ссылка в справке от 8 апреля 2011 года. Суд, фактически освободив ответчика от представления доказательств, сам собирал доказательства по делу. Так, по запросу суда получены справки ЗАО «Мясной двор», ЗАО «Шувалово», ИН Шахбановой Н.А., из которых следует, что они не занимаются производством и реализацией продукции из неблагополучных районов, в которых выявлен вирус классической чумы свинины. Данные о стоимости условно годного мяса носят предположительный характер. На территории Костромской области не проводился и не ведется мониторинг сбора информации о стоимости подобной продукции. В связи с этим она использовала данные о стоимости свинины, предоставленные Территориальным органом Федеральной службы Госстатистики по Костромской области. В силу положений п.11 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов опасных болезней, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 мая 2006 года №310, Стандартами оценки, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 июля 2011 года №519, п.11 ст.40 НК РФ размер ущерба должен быть определен на основании рыночной стоимости отчужденных животных. При этом может быть использована информация о ценах органов в области статистики, ценообразования. Кроме того, считает, что не имеется доказательств того, что отчуждаемые животные были больные, за период карантина была произведена 10-кратная доза вакцинации дл оздоровления, на момент отчуждения падеж был минимальным. Суд нет дал оценки тому обстоятельству, что в справке-расчете на субсидии, стоимость свиноматок, свиней с откорма и молодняка указана - 57 руб. за кг, а стоимость хряка - 10 руб. за кг, то есть уменьшена почти в шесть раз. В возражениях относительно кассационной жалобы директор департамента финансов Костромской области Баланин И.В., считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просит оставить её без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Принимая решение об отказе в иске, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о недоказанности истицей права на получение субсидии в повышенном размере. Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют. В силу п.3 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Согласно ст.19 ФЗ «О ветеринарии» при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. В случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов, в том числе изъятие животных и (или) продуктов животноводства, проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия, в размере пятидесяти процентов стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства. Перечень особо опасных болезней животных определяется федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации. Оценка стоимости изымаемого имущества может быть оспорена собственником имущества в суде. Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2006 года №310 утверждены Правила отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (далее Правила). В силу п.9 указанных Правил граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (п.10 Правил). Согласно п.11 Правил размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства. Согласно п.8 Положения «О порядке организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Костромской области», утвержденного Постановлением администрации Костромской области от 21.10.2008 N 378-а граждане и юридические лица - владельцы животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, утвержденным постановлением администрации Костромской области. Как видно из материалов дела 18 марта 2011 года Губернатором Костромской области было издано постановление «Об организации и проведении отчуждения свиней», согласно которому постановлено в целях ликвидации очага классической чумы свиней в личном подсобном хозяйстве граждански Коротковой И.К., расположенном по адресу Костромская область, Нерехтский район, д.Ежово, ул.Центральная,д.5а, в соответствии со ст.19 ФЗ «О ветеринарии», Правил отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 мая 2006 года №310, постановлением администрации Костромской области от 21 октября 2008 года №378-а «О порядке организации отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Костромской области», а также на основании представления главного государственного ветеринарного инспектора Костромской области от 1 февраля 2011 года - специальной комиссии провести отчуждение живых свиней всех половозрастных групп в личном подсобном хозяйстве Коротковой И.К. По результатам оформить акт установленной формы. Департаменту финансов Костромской области на основании предложений департамента АПК Костромской области подготовить проект закона Костромской области о внесении изменений в закон костромской области «Об областном бюджете на 2011 год» по перераспределению бюджетных ассигнований для предоставления субсидий на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных в личном подсобном хозяйстве Коротковой И.К. (л.д.10). 6 апреля 2011 года по итогам проведения отчуждения свиней при ликвидации очага классической чумы свиней был составлен акт специальной комиссии, которым зафиксировано отчуждение животных у Коротковой И.К. всего 89 голов, общим весом 6 047 кг (л.д.12). Как следует из уведомления в адрес Коротковой И.К. от 11 апреля 2011 года департаментом АПК Костромской области принято решение о выплате ей субсидий за отчужденных животных (л.д.14а). Расчет размера субсидий произведен ответчиком по установленной форме справки-расчета (приложение к Порядку предоставления субсидий, утвержденного Постановлением администрации Костромской области от 21.10.2008 N 378-а ) исходя из рыночной стоимости за отчужденных животных - 57 руб. за кг (свиньи), 10 руб. (хряк ). Итого, размер субсидий согласно справке-расчета составил 324 308,83 руб. (л.д.15). Проверяя обоснованность данной суммы, судом исследовались данные мясоперерабатывающих предприятий области. Согласно ответа ИП Шахбановой Н.А. рыночная цена за кг отчуждаемого мяса продукции, произведенной из свинины из неблагополучных пунктов, в которых выявлен вирус классической чумы свинины, составляет 50-55 руб., по сведениям ЗАО «Шувалово» закупочная цена на подобное условно- годное мясо также была бы в среднем ниже на 30-5-% от 72-75 руб. за кг, чем рыночная цена свинины при нормальных условиях. Установив данные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование истицы о возмещении ущерба по цене живого мяса в размере 75,56 руб. за кг согласно справке Госстатистики не подлежит удовлетворению. Как следует из содержания п.9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2006 года №310 и п.8 Положения «О порядке организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Костромской области» граждане и юридические лица - владельцы животных, подлежащих отчуждению имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных в размере стоимости отчужденных животных. Материалами дела подтверждено, что рыночная стоимость отчужденных животных, которая учитывалась при расчете субсидий (57 руб. за кг) фактически выше той, которая используется мясоперерабатывающими предприятиями области (50-55 за кг). Справка Госстатистики, на которую ссылалась кассатор, информирует о стоимости средней цены на свинину живую по Костромской области относительно здоровых животных. Сведениями о цене свинины из неблагополучных пунктов, в которых выявлен вирус классической чумы свиней, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области не располагает (л.д.79). Ссылка в жалобе на то, что суд самостоятельно собирал доказательства по определению рыночной стоимости за отчужденных животных, опровергается материалами дела, поскольку все запросы суда сделаны в порядке ст.57 ГПК РФ на основании письменных ходатайств представителя ответчика. Довод о том, что в решении суда не учтены требования, содержащиеся в Стандартах оценки, обязательные к применению всеми субъектами оценочной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001г. №519 является несостоятельным, поскольку указанный документ утратил силу с 1 января 2008 года. В силу действующего Приказа Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 №256 (ред. от 22.10.2010) «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)») при определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки (п.4). Как указано выше, судом установлено, что цена объекта оценки (отчужденных животных из неблагополучных пунктов, в которых выявлен вирус классической чумы), учтенная в расчете субсидий, даже выше запрашиваемым ценам, на такого вида товар. Ссылка на то, что суд должен был учесть справку о стоимости свинины в соответствии с представленной справкой Госстатистики на основании п.11 ст.40 Налогового кодекса РФ, не может быть принята, учитывая, что данная норма регулирует принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит. Иные доводы жалобы также не могут служить основанием к отмене решения, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 18 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коротковой Ирины Константиновны без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: