кассационное определение № 33-1520 от 26.09.2011 г.



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» сентября 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Веремьевой И.Ю.,

судей Демьяновой Н.Н., Андреева С.В.,

при секретаре Федоровой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иванова Сергея Рачева на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 23 мая 2011 г., которым оставлены без удовлетворения исковые требования Иванова Сергея Рачева к ОГУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности произвести социальные выплаты.

Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения Иванова С.Р., представителя ОГУ «Центра социальных выплат» Дементьева А.К., представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Гриценко Р.Г., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда

у с т а н о в и л а:

Иванов С.Р. обратился в суд с иском к ОГУ «Центр социальных выплат» об отмене решения ОГУ «ЦСВ» и признании действий директора ОГУ «ЦСВ» Христофоровой Г.Н. незаконными; об обязании произвести причитающуюся ему социальную выплату (пенсионных), а также погасить задолженность по вышеуказанной социальной выплате за период с марта 2008 г. по настоящее время в сумме 13 280 руб.; об обязании произвести выплату задолженности по социальной выплате (пенсионных) с учетом индексации, мотивируя тем, что является гражданином Болгарии, однако с 1974 г. постоянно проживает на территории России, в том числе в Костроме с 1981 г. Имеет жену, дочерей и внука, которые являются гражданами РФ. С мая 1983 г. работает в г. Костроме в АОО «Агротекс» ЖБИ. 29 октября 2001 г. за многолетний труд и вклад в развитие мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения был награжден грамотой Министерства сельского хозяйства РФ на основании которого ему было выдано удостоверение ветерана труда. 22 декабря 2006 г. ему была оформлена пенсия по старости и вручено пенсионное удостоверение. Вместе с пенсией ему стали перечислять деньги для социальной поддержки (ветеранские), которые он получал на почте. В январе 2008 г. он написал заявление в ОГУ «ЦСВ» с просьбой перечислять причитающуюся ему пенсию и ветеранские на счет в Сбербанке. Поскольку был уверен, что деньги перечисляются, то не проверял счет в банке в течение двух лет. В феврале 2010 г. обратился в ОГУ «ЦСВ» за информацией о начисляемых ему ветеранских. Оказалось, что ветеранские не выплачиваются ему с 2008 г. В ответ на его заявление пришло письмо от 06 мая 2010 г. об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, в связи с тем, что он не является гражданином РФ. С данным отказом он не согласен, считает, что имеет право на получение данных денежных выплат.       

К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.

В ходе рассмотрения дела Иванов С.Р. уточнил исковые требования, просил признать незаконным отказ ОГУ «ЦСВ» в предоставлении мер социальной поддержки, обязать ОГУ «ЦСВ» произвести причитающуюся ему социальную выплату за период с марта 2008 г. до момента вынесения судом решения и обязать производить ежемесячные выплаты.

По делу постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Иванов С.Р. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении его требований. Указывает, что поскольку является гражданином иностранного государства, постоянно проживающим на территории РФ, а именно с 1974 г. и имеющим удостоверение ветерана труда, то законодательством РФ он отнесен к категории лиц, имеющих право на получение социальной помощи. В отношении лиц имеющих статус «ветеран труда» по мерам социальной поддержки имеется Закон, принятый на региональной уровне, а именно Закон Костромской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области» от 27.12.2004 г. №226-ЗКО (в ред. от 28.04.2010 г.), статья 4 которого содержит перечень мер социальной поддержки предоставляемых гражданам, имеющим статус «ветеран труда». В этой связи считает вывод суда о безосновательности его требований не основанным на законе. Полагает, что никакого расширенного трактования норм законодательства им допущено не было. Просит обратить внимание на факт наличия у него удостоверения «ветерана труда», которое предоставляет ему право воспользоваться всем перечнем мер социальной поддержки. Считает абсурдной ситуацию, в связи с которой он, обладая удостоверением «ветеран труда», не имеет права воспользоваться мерами социальной поддержки, которые предоставляет данное удостоверение.        

В возражениях относительно кассационной жалобы директор ОГУ «Центр социальных выплат» Христофорова Г.Н. считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения по доводам кассационной жалобы.

Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ветераны труда, не имеющие российского гражданства, не имеют право на предоставление мер социальной поддержки, установленных законом для этой категории граждан.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Иванов С.Р. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии В №673869 от 20 декабря 2001 г., в соответствии с которым имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

Иванов С.Р. является гражданином Болгарии, имеет вид на жительство иностранного гражданина серии 82 №0130046, выданный 26 июля 2004 г. сроком до 26 июля 2009 г., который 20 февраля 2009 г. продлен по 13 апреля 2012 г.

На основании заявления Иванова С.Р. от 01 марта 2007 г. в комитет социальной защиты населения по городскому округу г. Кострома ему как ветерану труда в соответствии со ст.22 Федерального закона «О ветеранах» была назначена ежемесячная денежная выплата.

Письмом ОГУ «ЦСВ» от 06 мая 2010 г. Иванову С.Р. отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи с тем, что он относится к категории «Ветеран труда» (ст.7 Федерального закона «О ветеранах») и постоянно проживает на территории РФ в качестве иностранного гражданина, а в соответствии со ст.12 названного ФЗ, действие его распространяется на граждан РФ, поэтому ОГУ «ЦСВ» не имеет правовых оснований распространить на него сферу действия Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах».

В соответствии со ст.12 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г. (ред. от 09.12.2010 г.) данный Закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанных в статьях 2-4 настоящего Федерального закона (ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий).

Таким образом, указанная статья распространяет сферу применения Закона на постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в ст. 2-4 данного Закона. Учитывая, что условия отнесения граждан к ветеранам труда изложены в статье 7, льготы, установленные для ветеранов труда, на граждан других государств на территории РФ не распространяются.

С учетом этого суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы Иванова С.Р. о том, что ранее он пользовался предусмотренными законом для ветеранов труда льготами, с изменением законодательства его незаконно их лишили, необоснованны, поскольку как действующим в настоящее время, так и действовавшим на момент присвоения истцу звания «Ветеран труда» (2001 г.) и на момент назначения ему мер социальной поддержки (2007 г.) законодательством было предусмотрено предоставление льгот, установленных для ветеранов труда, только гражданам Российской Федерации (ст. 12 Федерального закона «О ветеранах»).

Ссылка в кассационной жалобе на то, что в соответствии со ст.3 Закона Костромской области от 27.12.2004 г. №226-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области» сфера действия настоящего Закона распространяется на граждан, являющихся ветеранами труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., постоянно проживающих на территории Костромской области, не может повлиять на сделанные судом выводы, поскольку в силу ст. 22 ФЗ «О ветеранах» законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых им мер социальной поддержки, определять основные критерии выбора юридических и фактических оснований присвоения звания "Ветеран труда". Вместе с тем, как правильно указал суд, перечень лиц, претендующих на получение социальной помощи в качестве ветеранов, установленный федеральных законодательством, является исчерпывающим (закрытым), что подразумевает его расширение не иначе как путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон №5-ФЗ.

Доводы кассационной жалобы Иванова С.Р. о нарушении его конституционных прав несостоятельны. Так, Конституционный Суд в Определении от 19 апреля 2000 года № 70-О констатировал, что Федеральный закон "О ветеранах", как следует из его содержания, не устанавливает каких-либо прав и свобод, а предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, которая осуществляется путем предоставления им компенсаций и льгот. Распространение норм, устанавливающих льготы и компенсации, только на ветеранов, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства граждан перед законом, равенство прав и свобод человека и гражданина, гарантированных статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, и не означает умаления или ограничения каких-либо конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, относящихся к числу ветеранов, постоянно проживающих на территориях других государств.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 23 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.        

Председательствующий:-

Судьи:-