Судья Н.В. Теселкина Дело № 33-1725 «26» октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: председательствующего Н.А. Гусевой, судей И.В. Болонкиной, О.Н. Зиновьевой, при секретаре И.С. Шпилевой рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г.Костромы по доверенности Н.Н. Шаталовой на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 16 августа 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Соловьева ФИО8 к муниципальному образованию городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы об обязании предоставить ему по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения в г.Костроме. Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Л.А. Соловьев обратился в суд с иском к администрации г.Костромы об обязании предоставить ему жилое помещение в соответствии с действующим законодательством по месту его проживания в г.Костроме, указав, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его мать была лишена родительских прав, а отец ДД.ММ.ГГГГ скончался. На основании постановления администрации г.Костромы от 10.11.1996 г. № он был помещен в школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через детский приемник-распределитель. С января ДД.ММ.ГГГГ года он находился в <данные изъяты> детском доме <адрес> на полном государственном обеспечении. В постановлении администрации г.Костромы от 02.12.1996 г. № указано о необходимости обеспечить его жилым помещением по окончании срока пребывания в детском учреждении в соответствии с жилищным законодательством, а также о том, что он проживал в общежитии по адресу: <адрес>, <адрес>. с 2002 года по июнь 2004 года он обучался в профессиональном лицее № <адрес>, после окончания которого оказался без жилья. Он обращался в комиссию по распределению жилья администрации <адрес> и в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства с просьбой предоставить ему жилье, на которую получил ответ о том, что ему предоставят жилье только в случае освобождения жилой площади с частичными видами благоустройства. Решением жилищной комиссии администрации г.Костромы от 15 сентября 2004 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до сих пор жилье ему не предоставлено, несмотря на то, что он в силу ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При рассмотрении дела Л.А. Соловьев уточнил, что исковые требования им предъявлены к муниципальному образованию городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы. К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование городской округ г.Кострома, в качестве третьих лиц - комитет ЖКХ администрации г.Костромы, комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по г.Костроме, администрация Костромской области. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе представитель администрации г.Костромы по доверенности Н.Н. Шаталова просит решение суда отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Со ссылкой на п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.ст.26.1, 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств (за исключением субвенций из федерального бюджета). Данная позиция отражена и в определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. №250-О-П и от 22.04.2010 г. №605-О-О, которые являются обязательными на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти. При этом обеспечение данной категории граждан вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти такими полномочиями не принят. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области регулируется, в частности постановлением администрации Костромской области от 01.09.2008 г. №290-а, согласно которому расходы на приобретение жилых помещений осуществляет департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих из федерального бюджета. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об обязанности муниципального образования городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы предоставить Л.А. Соловьеву жилое помещение. Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абзаца 2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма. Судом установлено, что Л.А. Соловьев, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что никем из участников процесса не оспаривается. Из материалов дела видно, что Л.А. Соловьев на основании постановления администрации г.Костромы от 10.11.1996 г. № был направлен в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через детский приемник-распределитель, с января ДД.ММ.ГГГГ года являлся воспитанником <данные изъяты> детского дома <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в профессиональном лицее № <адрес>. В соответствии с постановлением администрации г.Костромы от 02.12.1996 г. № «О закреплении жилья за несовершеннолетним» Л.А. Соловьева необходимо обеспечить жилым помещением по окончании срока пребывания в детском учреждении для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в соответствии с жилищным законодательством. В этом постановлении также указано, что Л.А. Соловьев проживал в общежитии по адресу: <адрес>, <адрес>. Решением жилищной комиссии администрации г.Костромы от 15 сентября 2004 года истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из материалов дела также следует, что истец в собственности жилых помещений не имеет, в настоящее время временно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению Л.А. Соловьеву жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы не противоречит вышеприведенным нормам закона. Согласуется данный вывод суда и с положениями ст.6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», в соответствии с которой данная категория детей обеспечивается вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Судом установлено, что свободных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области, не имеется, в связи с чем жилым помещением в силу закона Л.А. Соловьев должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства. Кассационная жалоба не содержит ссылку на доказательства, которые бы опровергали этот вывод суда. При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что к возникшим правоотношениям применимы нормы ч.3 ст.57 ЖК РФ. Не находя оснований к отмене решения, судебная коллегия учитывает также, что после предоставления Л.А. Соловьеву жилого помещения администрация г.Костромы не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилого помещения из средств соответствующего бюджета. В этой связи довод жалобы о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не передали органу местного самоуправления в установленном порядке соответствующие государственные полномочия, не может быть признан в качестве основания к отмене решения. Доводы кассационной жалобы, аналогичные тем, которые были приведены в суде первой инстанции, не опровергают содержащиеся в решение выводы, этим доводам судом дана надлежащая оценка. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 16 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г.Костромы Н.Н. Шаталовой - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: